Современные направления развития организации производства

Данные направления, которые, как будет показано ниже, являются разными по своей сути и целям, объединяет, тем не менее, одно общее название – постфордистские или посттейлоровские, потому что их главный смысл – это отход от идей научного менеджмента, как доминирующей управленческой парадигмы первой половины 20 века (см. раздел 6.1). Что касается поведенческой и количественной школ управления (там же), то, как уже говорилось, они являются лишь частными, локальными вариантами развития школы научного менеджмента, поэтому именно отказ, а, точнее говоря, творческое и, как следствие, более эффективное использование принципов организации производства Форда и Тейлора составляют главный смысл современного этапа развития этой организации.

В конце 1950-х на предприятиях японской корпорации Toyota начались эксперименты цехового уровня по адаптации американских концепций массового производства к реалиям послевоенной японской промышленности. Первый шаг, сделанный в прессовом цехе и заключавшийся в переделке системы крепления прессового инструмента для ускорения его замены, послужил основанием поставить под сомнение один из базовых принципов, сформулированных Фордом, что производство крупных партий изделий всегда выгоднее производства мелких. Затем последовали другие эксперименты и открытия, послужившие основанием для формирования новой постфордистской модели организации производства, получившей название « lean manufacturing» (дословно: поджарого, тощего), известной в России как бережливое производство. Через два десятилетия, в конце 1980-х – первой половине 1990-х гг. практически одновременно родились ещё две новые концепции организации производства – « quick response manufacturing» (QRM) или быстрореагирующее производство и « agile manufacturing» (дословно: смышлёный, проворный) или активное производство.

Каждая из этих трёх постфордистских парадигм была рождена эволюционными изменениями в деловой среде, новыми запросами потребителей. В то же время у каждой из них есть свои ярко выраженные особенности и специфика. Одновременно все три концепции имеют неоспоримое сходство в ценностях и принципах, что дает основание свести их в единую группу новых, отличных от фордовской, концепций организации и управления промышленным производством (табл. 6.3):

Таблица 6.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: