йах парамештхйам дхишанам адхитиштхан на канчана пратйуттиштхед ити бруйур дхармам те на парам видух
йах - кто; парамештхйам - царский; дхишанам - трон; адхитиштхан - занимает; на - ни; канчана - кто; пратйуттиштхет - должен приветствовать стоя; ити - так; бруйух - говорящие; дхармам - законы религии; те - они; на - не; парам - высшие; видух - знают.
Тот, кто говорит, что восседающий на троне царь не должен встать, чтобы приветствовать другого царя или же брахмана, не знает высших законов религии.
КОММЕНТАРИЙ: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур поясняет, что правитель, восседающий на троне, не обязан оказывать почтение никому, кроме своих старших: духовного наставника, брахманов и вайшнавов. Этому есть немало примеров. Когда Нарада однажды посетил Господа Кришну, тот восседал на троне, но, увидев великого мудреца, тут же поднялся, чтобы вместе с царедворцами почтить его. Нарада знал, что Кришна - это Верховная Личность Бога, а Кришна знал, что Нарада - это Его преданный, и все же Господь не стал нарушать обычаи. Нарада был брахмачари, брахманом и возвышенным преданным, поэтому даже Кришна, когда играл роль царя, выражал Ему почтение. Так было принято в ведическом обществе. Однако то общество, члены которого не знают, как следует почитать представителя Нарады и Кришны, как устроить общественную жизнь и как развить в себе сознание Кришны, общество, стремящееся только к тому, чтобы каждый год производить автомобили и сооружать небоскребы, а потом ломать их и строить новые - такое общество, даже если оно и достигло высот технического прогресса, нельзя называть человеческим обществом.
|
|
В человеческом обществе, идущем по пути прогресса, следуют социальной системе чатур-варнья, - системе четырех классов, или сословий. В обществе должен быть класс совершенных людей, на которых равнялись бы все остальные - это наставники общества, первый класс. Второй класс - это правители; третий класс - те, кто производит пищу и заботится о коровах, а четвертый - те, кто подчиняется трем высшим сословиям. К пятому же классу нужно отнести всех, кто отказывается следовать этой социальной системе. Общество, которое не живет по ведическим законам, не может заботиться о благе людей. В этом стихе Индра говорит: дхармам те на парам видух - в таком обществе никто не знает ни о высшем законе религии, ни об истинной цели человеческой жизни.