шри-дева учух
ким ну тад дустйаджам брахман пумсам бхутанукампинам
бхавад-видханам махатам пунйа-шлокедйа-карманам
шри-девах учух - полубоги сказали; ким - что; ну - на самом деле; тат - то; дустйаджам - трудноотдаваемое; брахман - о возвышенный брахман; пумсам - людей; бхута-анукампинам - сочувствующих страждущим; бхават-видханам - подобных тебе; махатам - великих; пунйа-шлока-идйа-карманам - прославляемых великими душами за благочестивые поступки
Полубоги ответили: О благородный брахман, подобные тебе святые, достославные мужи, добры ко всем. Способны ли вы чем-то поскупиться ради ближнего, пусть даже собственным телом?!
ТЕКСТ 6
нунам свартха-паро локо на веда пара-санкатам
йади веда на йачета нети наха йад ишварах
нунам - конечно; сва-артха-парах - те, кого интересует лишь удовлетворение собственных чувств в нынешней и грядущей жизнях; локах - материалисты; на - не; веда - ведают; пара-санкатам - чужих страданий; йади - если; веда - знают; на - не; йачета - просили бы; на - не; ити - так; на аха - не говорит; йат - поскольку; ишварах - способный на благотворительность
Себялюбец обращается за подаянием к другим, не учитывая, что те тоже могут нуждаться. Если бы просящий проникся состраданием к дающему, он бы ни о чем не стал его просить. Однако себялюбцем будет и тот, кто может выполнить просьбу другого, но не делает этого - он бесчувственен к нуждам просящего.
КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе идет речь о двух категориях людей - тех, кто дает милостыню и тех, кто ее просит. Нищему не следует просить подаяние у того, кто сам нуждается. Но и тот, кто в состоянии дать милостыню, не должен отказывать нищему. Таковы моральные установления шастр. Как гласит высказывание Чанакьи Пандита, все в этом материальном мире рано или поздно обращается в прах и поэтому надо стараться использовать все в благих целях: сан-нимитте варам тйаго винаше нийате сати. Знающий человек должен быть готов пожертвовать всем во имя высокой цели. Современная безбожная цивилизация подвергает весь мир страшной опасности, и поэтому Движению сознания Кришны требуется много благородных, образованных людей, готовых посвятить свои жизни тому, чтобы возродить сознание Бога во всем мире. Мы призываем всех образованных людей - и мужчин и женщин - присоединиться к движению сознания Кришны и отдать свои жизни этому великому делу.