double arrow

Бухгалтерский баланс, структура и содержание

В бухгалтерском учете термином «баланс» (bis - дважды и lanx - чаша весов, двучашие) пользуются:

говоря о равенстве итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и др.;

для обозначения наиболее важной формы бухгалтерской отчетности, показывающей состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.

Бухгалтерский баланс является основным источником информации для заинтересованных пользователей об имущественном и финансовом состоянии организации. Данные бухгалтерского баланса свидетельствуют о том, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед инвесторами, кредиторами и другими лицами или ей угрожают финансовые трудности.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу и размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату.

Таким образом, по внешнему виду бухгалтерский баланс представлен в виде таблицы, в левой части которой показывается имущество предприятия по составу и размещению — это актив баланса, а в правой части показываются источники формирования этого имущества с указанием целевого назначения и сроков погашения — это пассив баланса (рис. 1).

Рис. 1. Упрощенная структура бухгалтерского баланса

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 48) самостоятельный бухгалтерский баланс является одним из признаков юридического лица, следовательно, он выполняет экономико-правовую функцию.

Бухгалтерский баланс имеет заголовочную часть, где указываются: наименование отчета, отчетная дата, наименование организации и ее организационно-правовая форма, ИНН, вид деятельности, единица измерения, полный почтовый адрес, дата утверждения, дата отправки/принятия. Все реквизиты сопровождаются соответствующими кодами из утвержденных классификаторов.

Бухгалтерский баланс должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации. Реквизит «подпись» должен включать: наименование должности лица, подписавшего отчет (генеральный директор, главный бухгалтер акционерного общества); собственную подпись лица; расшифровку подписи (фамилия и инициалы).

В зависимости от цели составления бухгалтерские балансы классифицируются по различным признакам (рис. 2).

По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:

вступительные (составляют на момент возникновения организации. Баланс определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность);

текущие (составляют периодически в течение всего времени существования организации);

санируемые (составляют в тех случаях, когда организация приближается к банкротству, с тем чтобы определить реальное состояние дел в организации);

ликвидационные (составляют при ликвидации организации);

разделительные (составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц);

объединительные (составляют при объединении/слиянии нескольких организаций в одну).

По форме отображаемой информации балансы классифицируются как:

статические (составляют на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату);

динамические (составляют как на определенную дату, так и в движении — в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период), например, оборотно-сальдовый баланс, шахматный оборотный баланс).

Рис. 2. Классификация балансов

По источникам составления балансы подразделяются на:

инвентарные (составляются только на основе инвентаря/ описи средств);

книжные (составляется на основе гол ько данных текущего бухгалтерского учета/книжных записей, без предварительной проверки их путем инвентаризации):

генеральные (составляют на основе данных бухгалтерского учета, которые подтверждены данными инвентаризации).

По объему информации балансы подразделяются на:

единичные (отражают деятельность только одной организации);

сводные (составляют путем механического сложения сумм по статьям нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива);

консолидированный баланс - объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но связанных экономическими отношениями. Он объединяет бухгалтерские балансы головной организации, ее зависимых и дочерних обществ.

По способу «очистки» могут быть:

балансы-брутто (включающие в себя регулирующие статьи — амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, торговая наценка);

балансы-нетто, из которых исключены регулирующие статьи, т.е. проведена «очистка».

По характеру деятельности балансы могут быть:

основной деятельности (соответствующей уставу);

неосновной деятельности (ЖКХ. транспортное хозяйство и др.). По целям составления различают балансы:

пробные (составляют для проверки тождества баланса);

окончательные (являются официальными документами);

отчетные (составляют за отчетный период на основании данных бухгалтерского учета);

прогнозные (составляютс учетом прогнозирования и планирования деятельности организации на перспективу).

По форме собственности различают балансы государственных и муниципальных, кооперативных, общественных, частных и совместных организаций.

В п. 10 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлено. что по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составленного за первый отчетный период) должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. В форме бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г., это требование реализовано. Сведения приводятся на отчетную дату текущего периода: 31 декабря предыдущего года и 31 декабря года, который ему предшествует. Такие данные более информативны, сравнимы, сопоставимы и позволят пользователю правильно делать выводы о динамике того или иного показателя.

Организация сама должна принимать решение о степени детализации информации но группам статей отчетности с учетом требований п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

С учетом данных требований можно сказать следующее. Если у организации, например, незначительны собственные основные средства, достаточно привести их остаточную стоимость одной строкой в балансе. А детализировать состав и движение основных средств, их первоначальную стоимость, амортизацию и их изменение за период, можно в пояснениях. При этом у группы статей «Основные средства» в графе «Пояснения» следует поставить ссылку на номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в котором информация раскрывается детально.

Если же организация владеет значительным объемом основных средств и желает подчеркнуть их состав на первой странице бухгалтерского баланса, она может группу «Основные средства» детализировать по статьям. Можно указать общую сумму остаточной стоимости основных средств, а затем указать «в том числе» и привести существенные составляющие, которые дают представление пользователям о деятельности организации.

Виды балансов

Помимо классического бухгалтерского баланса различают:

Баланс доходов и расходов предприятия — финансово- экономический документ, самостоятельно разрабатываемый предприятием на год или квартал с целью обеспечить сбалансированность и согласованность движения материальных и финансовых ресурсов, производственное и социальное развитие предприятия, наиболее полно удовлетворить интересы коллектива. Баланс доходов и расходов характеризует финансовые взаимоотношения предприятия с кредиторами; содержит расчет доходов, расходов, платежей в бюджет, распределения чистой прибыли, формирования фондов и резервов предприятия;

Баланс брутто — бухгалтерский баланс, который включает в себя регулирующие статьи. Баланс-брутто используется для научных исследований и совершенствования информационных функций баланса;

Баланс нетто — бухгалтерский баланс без регулирующих статей. Баланс-нетто позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия;

Вступительный баланс — первый баланс, который составляется в начале деятельности предприятия. В активе такого баланса отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве — источники его возникновения. Обычно перед составлением вступительного баланса проводится инвентаризация и оценка имеющегося имущества;

Заключительный баланс — отчетный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определенный период времени. Заключительный баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей;

Консолидированный баланс — сводная бухгалтерская отчетность о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний;

Ликвидационный баланс — бухгалтерский отчетный баланс, характеризующий имущественное состояние предприятия на дату прекращения его существования как юридического лица. Ликвидационный баланс показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода;

Оборотный баланс — бухгалтерский баланс, который содержит данные о движении имущества (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период, а также остатки средств и источников образования имущества на начало и конец периода. Оборотный баланс используется в качестве промежуточного рабочего документа при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов;

Предварительный баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. При этом используются фактические и ожидаемые данные о хозяйственных операциях;

Пробный баланс — проверка правильности учета средств компании путем ежемесячного балансирования активов и пассивов;

Промежуточный баланс — баланс, подготавливаемый до завершения финансового года;

Промежуточный ликвидационный баланс (в Российской Федерации) — баланс, содержащий состав имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией;

Разделительный баланс — документ, по которому при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;

Сальдовый баланс — бухгалтерский баланс, который характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату в денежной оценке. Сальдовый баланс составляется путем подсчета остатков по счетам;

Сводно-консолидированный баланс — бухгалтерский баланс, который составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных предприятий, взаимосвязанных между собой экономически. Такие балансы используются холдинговыми компаниями;

Сводный баланс — бухгалтерский баланс, который составляется путем объединения отдельных заключительных балансов. Сводные балансы используются министерствами, ведомствами и концернами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: