Вопросы к экзамену. Вопрос 1. История как наука

Вопрос 1. История как наука. Методы и принципы исторического познания

История - это наука, изучающая прошлое человеческого общества. Главной задачей истории является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана изучать прошлое, чтобы воспользоваться опытом прошлых поколений людей,в настоящее время

Исторические источники —любые артефакты жизнедеятельности человека.Существует несколько способов классификации исторических источников.

По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников: письменные,вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кино-фотодокументы, фонодокументы, изобразительные. Типы исторических источников подразделяются на виды. Например, письменные источники делятся на следующие виды,летописи, законодательные акты, политические сочинения и проекты, публицистика, источники личного происхождения, документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы, научные и учебные труды, литературные произведения, экономико-географические описания, справочные издания. Вспомогательные исторические дисциплины) — особые, относительно самостоятельные отрасли истории, которые своими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включаяметрологию, нумизматику, хронологию, историческую географию, историческую информатику и некоторые др.). Иногда к числу вспомогательных исторических дисциплин относят особые разделы исторической науки(историографию, методологию истории) или даже специальные исторические науки (археологию или, реже, — этнографию).

Основные принципы и методы в историческом познании.

· Историзма – подход к действительности которая изменяется и развивается во времени.

· Объективности – обеспечивает получение истинного знания (беспристрастность).

· Ценностный – изучаемое прошлое соотносится с общепризнанными ценностями.

Основные методы в исторической науке.

а) Историко-генетический метод метод, посредством которого изучаются исторические явления в про­цессе их развития, от зарождения до гибели или современного состояния. Он дает «биографию» исторического объекта (государства, нации и т.д.).

б) Историко-генетический метод направлен на ана­лиз динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и закономерности исторического развития.

в) Описательный (идеографический)метод. Сущность идеографического метода Г.Риккерт сводил к описанию индивидуальных особенностей, уникальных и исключительных черт исторических фактов.

г) Историко-сравнительныи метод состоит в сопос­тавлении исторических объектов в пространстве и во времени и в выявлении сходства и различия между ни­ми. Историко-сравнительныи метод предполагает использование различных приемов для сравнения сущ­ности разнородных исторических явлений. Применение же сравне­ния в сочетании с историко-генетическим методом по­зволяет объяснять сходство объектов их родством по происхождению и фиксировать взаимовлияние различ­ных исторических явлений.

д) Социально-психологический метод. Целое направление в науке под названием психоистория. В основе этого подхода лежат исследования австрийского ученого З. Фрейда. Жанр психобиографий. В 1958 г. психолог Э. Эриксон издал книгу «Молодой Лютер: психоанализ и история». Благодаря К. Юнгу появилось понятие коллективное бессознательное, которое проявляется в массовых волнениях, восстаниях, революциях и т.д.

е) Колическтвенный или статистический метод. Используется практически во всех науках. В истории появился в сер. ХХ века. Связано с использованием достижений математики и информатики и в первую очередь компьютера (демографическая история).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: