double arrow

Социально-психологические процессы в малых группах


Социально-психологические процессы и явления в малых груп­пах— понятие собирательное. Оно служит для обозначения раз­нообразных форм существования группового сознания (психики), социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного созна­ния (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение и др.).

Функции социально-психологических феноменовразнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, инте­ресы, установки), другие — главным образом выполняют функ­цию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преиму­щественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполня­ют и функцию познания действительности и ориентирования в ней.

Существуют разные подходы к выделению феноменов группо­вой психики и их классификации.




По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разде­ляют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мне­ния, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.).

По степени устойчивости различают статические, динамиче­ские и статико-динамические социально-психологические процес­сы и явления.

По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления.

По тому, кто выступает носителем групповых процессов и яв­лений, различают:

а) массовидные социально-психологические процессы и явле­ния, характеризующие группу в целом (общие для группы по­требности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, мо­рально-психологическая атмосфера и др.);

б) процессы и явления, характеризующие социально-психо­логические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, кон­формизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.);

в) социально-психологические процессы и явления, характе­ризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, конфликтность и др.).

г) социально-психологические процессы и яв­ления, выступающие формой существования группового созна­ния, психики, и социально-психологические процессы и явле­ния, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, пси­хическое заражение, подражание, принуждение, групповое мыш­ление и др. Все это социально-психологические механизмы взаи­мовлияния людей в группе.



Что же касается специфики психики социальной группы, кол­лектива, то она определяется в первую очередь ее группообразующими признаками: для группы подростков — подростковый воз­раст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности, студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этниче­ской группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воин­ского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (воен­но-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т. п.).

Коллектив— это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.

Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:

1) общественно полезная цель деятельности людей данной общ­ности;



2) контактность (как непосредственная, так и опосредован­ная);

3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства;

4) определенный уровень развития коллективистической пси­хологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества, по­мощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности.

Во многих видах современной профессиональной деятельно­сти коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности.

Коллектив выступает своеобразным социальным и социально-психологическим полем, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверж­дения личности, удовлетворения многих значимых для нее по­требностей.

Коллективу присущи общие психологические черты (парамет­ры), к числу которых в первую очередь относятся:

· достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий;

· нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно кол­лективистических взаимоотношениях членов коллектива;

· высокая организованность, дисциплинированность, управля­емость социальной группы;

· достаточный уровень политической, правовой, в целом соци­альной зрелости членов коллектива;

· морально-психологический кли­мат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфорт­ности.

При вхождении молодого сотрудника в трудовой коллектив ха­рактер и успешность разрешения возникающих проблем во мно­гом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся в коллективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (актив­но или пассивно), какова мотивация его профессиональной дея­тельности.







Сейчас читают про: