Учитель остается Учителем до тех пор

пока он профессионально растет!

Ступени профессионального роста учителя:

v педагогическая умелость - ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

v педагогическое мастерство - ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

v педагогическое творчество - ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

v педагогическое новаторство - ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из года в год повышаются требования к качеству подготовки выпускников основной и средних общеобразовательных школ. А это, в свою очередь, требует постоянного совершенствования учителем своих профессиональных качеств как предметника, как мудрого воспитателя и как детского психолога.

Ведь не в каждой школе, особенно сельской, пусть даже и средней, есть школьный психолог. И без методической помощи в данной ситуации никак нельзя обойтись ни опытному педагогу, ни начинающему молодому выпускнику ВУЗа или колледжа. Поэтому грамотный, методически развитый педагог, переживающий душой за качество образования, развития и воспитания своих учеников - необходимое условие управления качеством знаний в школе.

А это невозможно без оптимально организованной методической работы в школе. Для того, чтобы методическая работа в школе была направлена на повышение профессионального уровня учителя, его компетенции в вопросах педагогики, психологии, возрастной физиологии, она должна вестись логически обоснованно, чтобы формы соответствовали содержанию, а содержание вытекало из реальных задач, решаемых школой.

Таким образом, необходима логически выстроенная система методической работы.

Возникает проблема: «С чего начинается создание системы методической работы в условиях школы?» Начнём с выяснения сущности методической работы в школе и обратимся для этого сначала к учебникам и пособиям по школьной педагогике. Однако, определение понятия «методическая работа в школе» в них, в основном, отсутствует.

Чаще всего авторы различных учебных пособий сводят методическую работу к работе методических объединений, что не соответствует назначению методической работы и требованиям к её постановке в условиях новой образовательной среды, в которой оказалась современная школа.

В литературе по школоведению, теории и методике управления учебно- воспитательным процессом в школе проблемы отражаются более широко.

Но и здесь не всегда ясны многие вопросы. Одни авторы сужают понятие методической работы до повышения квалификации учителей по частнометодическим, предметным вопросам. Другие рассматривают вопрос значительно шире, понимая под методической работой любые виды деятельности по повышению квалификации педагогов в пределах школы.

Второй подход к понятию методической работы в школе наиболее полно отвечает назначению методической работы и требованиям к её постановке в условиях новой образовательной среды.

Итак, методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогов, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки, профессионального мастерства и инновационной культуры и т.д.

Из всего этого можно сказать следующее: методическая работа в школе - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно–воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя – ведь на практике обучение и воспитание взаимопроникновенны (включая и меры по управлению:

v профессиональным самообразованием - _________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

v педагогическим самовоспитанием - ______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

v педагогическим самосовершенствованием - _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поэтому задачи методической работы в школе следующие:

- оказание помощи учителям в реализации принципов и методических приёмов образования и воспитания;

- включение учителей в творческий педагогический поиск;

- организация, изучение и обобщения передового педагогического опыта;

- пропаганда лучших педагогических и научных достижений;

- реализация аттестационно – диагностической задачи;

- повышение квалификации педагогических кадров.

Методическая подготовка в школе не может сравниться с курсовой переподготовкой учителей, которая способна обеспечить высокую интенсивность обучения, фундаментальность и системность учебной информации. В то же время нужно отметить, что методическая работа в школе имеет много преимуществ:

Во - первых, методическая работа в школе носит относительно непрерывный, повседневный характер;

Во – вторых, позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реального учебно – воспитательного процесса;

В – третьих, методическая работа в школе имеет возможность глубоко, в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных учителей и классных руководителей,выявлять недостатки и затруднения в их деятельности, а также ростки передового опыта, что позволяет сделать рост педагогов более управляемым процессом;

В - четвёртых, методическая работа в школе проходит в конкретном,развивающемся педагогическом коллективе, сплочённость которого создаёт особенно благоприятные условия для постановки методической работы;

В – пятых, непосредственная связь методической работы в школе с конкретными учениками помогает сократить расстояние между обучением учителей работе по – новому и её результатами;

В – шестых, методическая работа в школе предоставляет каждому учителю реальную возможность участия в планировании, разработке и проведении конкретных мероприятий, направленных на повышение методической культуры учителя.

Вполне правомерно рассматривать методическую работу как важный фактор управления учебно – воспитательным процессом. Она является особым и очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров. Именно поэтому содержание методической работы в современной школе должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех школ, так и конкретных для данной школы:

1) государственно – правительственные документы, постановления и приказы областного и районного Управлений образования;

2)программа развития школы;

3)результаты психолого – педагогических исследований, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в школе;

4)информация о передовом,инновационном опыте работы;

5)данные диагностики и прогнозирования состояния УВП;

6)использование передового педагогического опыта;

7)творческий подход к выбору содержания и планирования методической работы.

Выделяют несколько основных направлений содержания методической работы в школе:

- методологическая подготовка;

- частнометодическая подготовка;

- дидактическая подготовка;

- воспитательная подготовка;

- этическая подготовка;

- общекультурная подготовка;

- технологическая и техническая подготовка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: