Специфика экономической стабилизации во Франции. Превращение Франции в индустриально-аграрную страну

Улучшение экономической ситуации в стране в 1924 г. в основном было связано с общим оздоровлением мировой рыночной экономики. Кроме того к этому времени завершилось интеграция Эльзаса и Лотарингии в экономическую инфраструктуру Франции, стабилизировались репарационных выплат Германии. Экономическая стабилизация во Франции была неустойчивой. Довольно быстро промышленное производство превысило довоенный уровень и, например, в 1930 г. превышала его на 31%. Очень успешно шло развитие отраслей тяжелой промышленности. Ее быстрый рост объяснялся потребностями восстановления разрушенных войной областей страны, овладением Лотарингский железной руды и Саарскую угля, получением германских репараций. Благодаря этому общие темпы промышленного роста во Франции были выше соответствующие показатели Великобритании и Германии. Ресурсов для закрепления этой экономической тенденции мало.

При этом чувствовалось слабая энергавзброенасць французской промышленности, отставание в технической модернизации и отсюда высокая себестоимость продукции и относительно невысокая ее качество. Кроме того очень медленно увеличивалось производство товаров широкого спроса, а текстильная промышленность до 1930 г. так и не смогла достичь уровня 1913 г. К 1927 оставалась нестабильной финансовая система страны.

В период стабилизации происходит значительная концентрация производства, особенно в тяжелой промышленности: в военной области господствовали два концерны - Шнейдер и Гочкиса, в металлургическом десять предприятий производили 72% всей продукции, в угольной 17 предприятий давали 87% производства, в автомобилестроении 75% автомашин делали "Ситроен "," Пежо "и" Рено ".

Несмотря на индустриализацию французской экономики, доля рантье в национальном доходе увеличивалось. Доходы от экспорта капиталов в 1929 году в 50% превышали доходы от торгово-промышленных компаний. Огромное роль в обеспечении доходов рантье и доходов промышленных магнатов играла государство. Созданная в 1925 г. Национальная экономическая совет, комиссия по вопросам металлургической промышленности и т.д. решали вопросы кредитования частных предпринимательских организаций, распределяли натуральные поставки из Германии, военные заказы и прочее.

В непростом положении находилась сельское хозяйство. Положение крестьянства ухудшалось из-за малоземелья, налогов, инфляции и роста конкуренции. Происходило дальнейшее сокращение доли доходов от сельского хозяйства в общем доходе - с 23,3% в 1913 г. до 14,2% в 1930

В конце 1920-х гг. экономическая ситуация во Франции значительно улучшилось. Хорошим знаком было увеличение инвестиций в промышленность. Изменилась структура занятости и городское население впервые превысило сельское. Впервые за долгое время стала ощущаться нехватка рабочих рук и начался приток рабочей силы из-за рубежа (в т.ч. с межвоенной Польши, в состав которой входила и Западная Белоруссия). Наконец сумели поладить с инфляцией, выражение золотой запас страны.

Правительства "Картель левых" и "Национального единения", их политика.

Одновременно с нарастанием кризиса "Национального блока" происходило сплочение левоцентристских сил. Приближение парламентских выборов 1924 подталкивала оппозицию к сближению. Летом 1923 Партия радикалов и радикал-социалистов во главе с Эдуардом Эрыо, СФИО и республиканские социалисты создали новую избирательную коалицию - "Картель левых" (использование слова "картель" подчеркивала намерение его участников осуществлять тесное сотрудничество и после выборов при сохранении полной автономии своих партий).

Майские выборы 1924 принесли "Картель левых" победу, хотя его партии и не овладели большинством мандатов (287 из 582). Правые партии сумели получить только 125 мест. Зато впервые в истории была создана парламентская фракция ФКП - были избраны 26 коммунистов.

Новый глава правительства Э. Эрыо объявил о принципиальные изменения во внутренней и внешней политике Франции. Что касается внутриполитического курса, то главные усилия были направлены на демократизации политической системы. Она включала политическую амнистию участникам антиправительственных выступлений первых послевоенных лет, расширение избирательных прав женщин, последовательную борьбу за дальнейшее сокращение влияния Церкви в сфере образования и укрепление светских основ французской республики. Социально-экономическая деятельность правительства оказалась не очень продуктивной: 4-миллиардный внутренний заем не имел успеха, надежды на комплексную программу социализации производства не оправдались, рост социальных расходов создавали проблему бюджетного дефицита. Выгодная мировая экономическая конъюнктура позволяла некоторое время закрывать глаза на эти проблемы. Однако использование механизма "скрытой" (т.е. не санкционирована должным образом) эмиссии необеспеченных государством франков и скандал, разгоревшийся вокруг этого, вынудили Э. Эрыо покинуть пост премьер-министра. Новым руководителем французского правительства стал лидер республиканских социалистов Поль Пенлеве. При нем некогда активный реформистский курс "Картель левых" стал сворачиваться, а сама коалиция потихоньку теряла сплоченность. Крайне дорогие для государственного бюджета колониальные войны Франции в Марокко и Сирии привели к его окончательному распаду.

В июле 1926 г. была сформирована новая правительственная коалиция - "Национальное единение". В ее состав вошли как республиканские партии (правоцентристы и центристы), так и радикалы с республиканскими социалистами (левый). По сравнению с "Национальным блоком" и "Картель левых" "Национальное единение" определялась более широкой социальной базой.

Новым премьер-министром стал Раймон Пуанкаре. Главной задачей правительства стала финансовая стабилизация. Впервые после войны произошло резкое повышение налогов. Было значительно сокращено финансирование социальных программ. Важным средством финансового оздоровления стало масштабная девальвация франка (на 4/5 по сравнению с 1913 г.). К 1928 проблема инфляции была решена, за что Р. Пуанкаре получил почетное прозвище "спаситель франко".

Активизация экономической политики в годы правления "Национального единения" сопровождалось существенной перестройкой механизма государственной власти в французской Третьей республике. Например, значительно расширяется практика "делегированного законодательства" - правительство пользовался правом издания подзаконных актов. Таким образом осуществление основных направлений социально-экономической политики происходило без парламентского обсуждения. Тем самым значительно возрастала роль председателя правительства (премьер-министра).

Еще одной важнейшей изменением стала реформа избирательного законодательства. Франция отказалась от слишком сложной смешанной системы и вернулась к мажоритарной. По мнению инициаторов реформы, это позволило бы прекратить дальнейшую фрагментацию французского политического спектра и поспособствовать закреплению господствующего положения за немногими партиями-лидерами.

Условия экономической и политической стабилизации, эффективность деятельности правительства и высокий личный авторитет Р. Пуанкаре принесли победу "Национальному единению" на парламентских выборах 1928 Однако очень скоро пестрая коалиция развалилась. Проблемы начались после того, как партия радикалов. Тяжелая болезнь бессменного лидера коалиции, его отставка, а потом и смерть закрыли и эту, одну из самых ярких страниц в межвоенной истории Франции.

После исхода Р. Пуанкаре неудачную попытку восстановить единство коалиции сделал Аристид Бриан. Но его кабинет продержался только три месяца (июль-ноябрь 1929 г.). Наступал период "внепартийных" правительств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: