Тема 11. Франция в 1929-1939 гг

Особенности мирового экономического кризиса во Франции. Социально-экономические проблемы и конфликты.

Восстановление разрушенных после первой мировой войны районов, что позволило сохранить значительное количество рабочих мест в северо-восточных департаментах страны, использование германских репарационных выплат на стимулирование производства, увеличение экспорта после девальвации франка, расширение сырьевой базы в результате Версальского договора и начало широкой милитаризации экономики замедлили наступление мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. во Франции. Таким образом начало кризиса приходится уже на 1930

Пике кризис достиг в 1932, когда падение производства достигло 44%. Стремительный спад сменился некоторым оживлением в следующие полтора года. Но в 1934 г. французская экономика оказалась в состоянии стойкой депрессии. Во многих областях кризис продолжался до 1936 обанкротились около 10 тыс. Предприятий, 100 тыс. Торговых фирм, немало крупных монополий. Втрое снизился уровень жизни народа. Промышленный кризис переплетался с аграрным. О тяжелом положении сельского хозяйства свидетельствовало двукратное падение производства и доходности от земледелия (на 1934). По сравнению с докризисными годами внешняя торговля Франции в 1936 упал более чем на половину.

Сокращение производства вело к массовому увольнению рабочих. При этом безработица во Франции не стало настолько массовым явлением, как в США, Великобритании или Германии. Немалое значение для поддержания занятости населения имело строительство в течение 1929-1934 гг. на 750-километровой пограничной линии между Францией и Германией оборонительной линии "Мажино".

Структурный кризис французской экономики усложнялся зависимостью промышленности от импорта сырья, устаревшей энергетической базой экономики, сильным влиянием финансово-банковских колес, не заинтересованных в производственных инвестициях. Ощущался сильный отраслевой перекос, сложившийся во время экономического рывка 1920-х гг. В то время, как явное предпочтение тяжелой индустрии подпитывалась значительными инвестициями, основанная на более гибким, естественным рынке производство средств потребления постоянно страдала недофинансирования.

С большими трудностями правительство Франции ликвидировал последствия затяжной депрессии. Ему пришлось установить контроль над Французским банком, национализировать ряд отраслей промышленности, в том числе военную отрасль. Под давлением «голодных походов" забастовщиков и демонстраций государственной администрация повысила зарплаты рабочим и служащим, ввела 40-часовую рабочую неделю, 14-дневные ежегодные отпуска.

Большое значение для постепенного выхода Франции из кризиса имели колонии, где она была способна сбывать свои нереализованные промышленные товары в обмен на дешевое сырье и сельскохозяйственную продукцию.

Развитие французской экономики 1930-х гг. не было похоже на прогресс британской, немецкой, американской. Оно оказалось особенно медленным, затяжным. Застой в главных отраслях был более продолжительным по сравнению с другими странами. Сохранилось мелкое производство, где работали 40% рабочих и служащих. Во Франции сильнее был процесс концентрации финансово-кредитных учреждений. До 1939 г. несколько крупнейших банков контролировали 86% всех капиталов страны. Французский капитал активно проникал в Центральную и Юго-Восточную Европу, значительная его часть направлялась в колонии.

Несмотря на оживление экономики, доля Франции в мировом промышленном производстве сокращалась. К началу первой мировой войны она составляла 7%, а в 1937 году снизилась до 4%. Связано это было с медленным обновлением оборудования, технической отсталостью экономики. Например, в Германии замена оборудования в то время проходило в среднем раз в 3-4 года, в США - каждые 5-7 лет, в Великобритании - 7-8, а во Франции - каждые 25 лет. Пошатнулось национальная валюта - франк. Его золотой содержание неуклонно снижался. В непростом положении оставалось сельское хозяйство. Она не модернизировалась, а потому, несмотря на ее 10% рост в 1930-х гг. своих продуктов питания Франции не хватало и их пришлось ввозить из-за границы. Франция теряла былые позиции в международной торговле. В конце 1930-х гг. объем ее внешней торговли на четверть уступал показателям 1912.

"Внепартийные" кабинеты. Правительство "Картель левых", его политика. Дальнейшее ослабление политического влияния Франции на международной арене.

После неудачной попытки А. Бриана реанимировать "Национальная единение» в период с 1929-1932 гг. власть находилась в руках "внепартийных" кабинетов, которые обычно возглавляли Андре Тардъе и Пьер Лаваль. Несмотря на многочисленные обвинения в свой адрес, в т.ч. в беспринципности и продажности, эти не связаны партийными связями и идеологическими пристрастиями политики объективно были необходимы в той ситуации, чтобы хоть как-то сплотить разнородные конфликтующие политические силы и сохранить правительственную стабильность, необходимую для проведения антикризисных мер. Опираясь на в целом позитивный опыт внепартийному власти, А. Тардъе и П. Лаваль даже выступали с идеей создания режима "жесткой руки" (этому способствовали и определенные национальные политические традиции, воплощенные в бонапартизма и буланжызму).

Экономическая политика "внепартийных" кабинетов основывалась на принципах косвенного государственного регулирования экономики с предоставлением больших льгот крупному капиталу. Был сформирован т.н. "защищены сектор", куда вошли крупнейшие банки, железнодорожные, химические, металлургические компании. Его предприятия получали налоговые преимущества, государственные заказы, права на льготные транспортные тарифы. Радикальные меры были предприняты для смягчения кризиса перепроизводства в сельском хозяйстве. Например, было запрещено расширение посевных площадей пшеницы, знишчана1 / 10 площадей виноградников, вводились премии за экспорт сельскохозяйственной продукции и т.д.

Усиление авторитарных тенденций в начале 1930-х гг. способствовала сплочению левых сил. На майских выборах 1932 они получили 368 мандатов из 594. крупнейшей партии в парламенте образовали радикалы - 157, социалисты сумели провести 129 депутатов. При поддержке всех других левых партий парламента они создали правительство во главе с Э. Эрыо - т.н. "второе издание Картель левых".

Предвыборная программа левых предусматривала серьезные преобразования, но разногласия правительственных сил - борьба фракций Э. Даладъе и Э. Эрыо в партии радикалов, внутрипартийная борьба социалистов - сделали эти планы нереальными. В результате правительство продолжил политику жесткой экономии и усилил налоговое бремя на предпринимателей, чем не сумел улучшить экономическую ситуацию. Уже в декабре 1932 Э. Эрыо ушедшего в отставку. За последующие полтора года изменилась еще шесть премьер-министров, но эффективность левоцентристской власти приближалось к нулю и в начале 1934 "Картель левых" окончательно распался. До следующих выборов (1 936) действовало пять коалиционных правительств с размытой парламентской базой (правительства "перемирия партий»). Существовавшая партийная система не сумела обеспечить ни прочной базы для коалиционных правительств, ни появление новых общенациональной лидеров. Французский парламентаризм переживал явный кризис.

Исход с должности министра иностранных дел А. Бриана в 1932 г. поставил точку в длительных попытках Франции построить устойчивую систему международных отношений в Европе, построенную на принципах пацифизма.

Последняя серьезная попытка восстановить внешнеполитический престиж и влияние Франции была сделана в 1934 году министром иностранных дел Луи Барту, который выступил с идеей «Восточного Локарно» - договорного комплекса с участием Франции, Советского Союза и стран "Малой Антанты" для организации системы коллективной безопасности. Как раз французская позиция сильно упростило прием в Лигу Наций СССР. Гибель Л. Барту и приход на его должность П. Лаваля несколько изменили ситуацию. В мае 1935 г. был заключен франко-советский договор о взаимопомощи, в соответствии с которым стороны обязывались оказывать друг другу помощь в случае нападения какой-либо третьей страны. Договора не был дополнен военной конвенцией, а потому его практическая реализация выглядела крайне туманным.

По мнению французской дипломатии более перспективным в то время выглядел союз с Италией. Однако успешное начало двусторонних отношений был перечеркнут британской дипломатией, не желая допустить этого союза со своекорыстные мнений, и понятной логикой сближения двух агрессивных государств - Италии и Германии. Тем временем выход Германии из системы военных ограничений Версальского договора стал неоспоримым фактом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: