Угроза диктатуры способствовало консолидации всех антифашистских сил. Этому способствовало фактический отказ ФКП от бывшей сектантской тактики "класс против класса". Новое центристское руководство партии во главе с Мориса Тореза и Жаком Дюкло взяло курс на расширение социальной базы ФКП, включилась процесс создания международного общественного движения "Амстердам-Пляель". Активизировались контакты с социалистами.
В июне 1934 ФКП и СФИО подписали Пакт о единстве действий, которое означало стремление к объединению усилий в борьбе против милитаризма, фашизма, в защите демократических свобод и конституционного строя. В 1935 г. в свете изменения тактической линии Коминтерна коммунисты выступили с лозунгом "народного фронта". На этой базе антифашистские силы и собрались накануне парламентских выборов 1936
Так во время совместной подготовки к празднованию 14 июля, "Дня взятия Бастилии", ФКП и СФИО заключили соглашение о совместных действиях с партией радикалов и радикал-социалистов. Важным шагом к единству антифашистских сил стало объединение профсоюзных организаций коммунистов и социалистов - УКП и УУКП. В начале 1936 была разработана программа Народного фронта.
|
|
Суть ее сводилась к следующему. В политической сфере предусматривалась реализация антифашистской общедемократических программы: защита политических свобод, борьба с фашизмом и терроризмом, демократизация системы образования и средств массовой информации, защита мира и борьба за разоружение. Среди экономических целей были: сокращение безработицы, поддержка сельского хозяйства, меры по финансовому оздоровлению. Планы национализации важнейших предприятий и банков, плановость развития экономики, государственный контроль над финансовыми операциями, активная инвестиционная политика государства и усиление регулирования трудовых отношений, свидетельствовали о выработке социал-реформистского варианта политики дирижизмом.
На апрельских выборах 1936 партии Народного фронта получили 375 мест из 610, в т.ч. 146- социалисты, 116 - радикалы, 72 - коммунисты (лучший результат в их недолгой истории). Особенность новой правительственной коалиции заключалась в том, что ФКП отказалось от непосредственного участия в правительстве, а ограничилась его парламентской и внепарламентской поддержкой. Уже это, безусловно, свидетельствовало о недостаточной прочность блока антифашистских сил.
Первое правительство Народного фронта во главе с лидером социалистов Леоном Блумом уже за лето 1936 провел через парламент более 130 законов, преимущественно социальной направленности. В частности, был введен 40-часовую рабочую неделю, оплачиваемые отпуска для рабочих и служащих, обязательными стали коллективные соглашения между профсоюзами и предпринимателями, повышение зарплат. Также до 14 лет было продлено обязательна школьное образование, создано Министерство спорта и культуры и т.д.
|
|
В сфере экономического регулирования правительство Л. Блума осуществил прогрессивную налоговую реформу, улучшил условия кредитования мелких торговцев и ремесленников, для безработных создавались общественные работы. Реорганизацию претерпел Национальный банк, а управление им перешло в руки государственных чиновников. Частично национализирован был военный сектор промышленности. Специально созданное зерновых бюро занялась стабилизацией продовольственного рынка.
В целом эффективный и своевременный социал-реформистский курс правительства Л. Блума вызвал противодействие монополистических и финансовых кругов. В 1936-1937 гг. в результате "бегства капитала" в зарубежные банки было переведено около 100 млрд. франков. Финансовые проблемы объяснялись также и резким расширением социального законодательства: государственный долг только за первый год деятельности правительства Народного фронта вырос на 16 млрд. Франков, уменьшался золотой запас Франции. Правительство было вынуждено пойти на 30% девальвацию. К разрушительным последствиям финансового кризиса присоединились проблемы от новой волны экономического кризиса в 1937 г. Уровень производства упал до 70% от докризисного 1929, возобновился рост безработицы и инфляции. Не получив дополнительных полномочий, Л. Блум демонстративно подал в отставку.
Новый глава правительства Народного фронта К. Сатана попытался вернуться к политике жесткой экономии. Однако значительное повышение косвенных налогов и новая девальвация Франку, ревизия социального законодательства предыдущего правительства не только не позволили улучшить экономическую ситуацию в стране, но закономерно вызвали разлад и кризис в самом Народном фронте.
Отставка К. Шатана (январь 1938 г.) вернула премьерства Л. Блума. Однако его план стабилизации правящей коалиции в основном предусматривал политически-организационные мероприятия, например, расширение коалиционного правительства за счет и коммунистов, с левого фланга, и за счет Демократического альянса - с правой. Не встретив поддержки ни одних, ни других, и не имея возможности в текущих обстоятельствах обеспечить принятие необходимых радикальных финансовых и экономических мероприятий, Л. Блюм не видел другого выхода кроме, как в получении чрезвычайных полномочий для правительства. Очередной провал этих планов опять стоил ему должности.
Назначение в апреле 1938 г. на должность премьер-министра лидера радикалов Э. Даладъе (апрель 1938 - март 1940 гг.) Фактически означал политическую смерть Народного фронта. Его формальное существование продолжалось, но новый глава правительства объявил о начале проведения "национального курса" и отказался к выполнению программы коалиции, принятой в 1936
Кризис и крах Народного фронта во Франции объяснялся прежде всего отсутствием единства как между партиями коалиции, так и между фракциями этих партий. Глубокие идеологические разногласия не позволяли его правительством проводит последовательную внутреннюю политику - колебания от популистских масштабных социальных преобразований к режиму жесткой экономии еще больше углубляли пропасть между номинальными союзниками и, самое главное, отрицательно сказывались на экономике страны. Безвольный внешнеполитический курс еще более четко продемонстрировал тот политический тупик, в котором оказался Народный фронт.
|
|
Э. Даладъе пригласил к сотрудничеству все парламентские партии, объявил о создании широкого "правительству национальной обороны" и благодаря этому сумел добиться чрезвычайных полномочий. Начался резкий отход от социально ориентированной политики Народного фронта: снижались налоги на крупный капитал, в интересах производителей была проведена новая девальвация Франку, повышались тарифы и практически упразднен 40-часовую рабочую неделю. Осенью 1938 правительство пошло на новые жесткие меры и СФИО и ФКП перешли в открытую оппозицию к правительству.
В результате правительственной политики были аккумулированы значительные средства необходимые для развертывания крупномасштабного военного строительства. В 1938 году наконец начали реализацию "программы давзбраенняв", принятую еще в 1936 Это усилило государственное регулирование экономического развития. Благодаря жесткому дирижизмом Э. Даладъе, удалось заметно укрепить обороноспособность страны и обеспечить быстрый экономический рост. Однако отсутствие прочного политического единства и роковые внешнеполитические просчеты перевесили эти достижения. Режим Третьей республики во Франции доживал последние месяцы.