Создание единого рабочего и широкого Народного фронта. Политика правительства Народного фронта

Угроза диктатуры способствовало консолидации всех антифашистских сил. Этому способствовало фактический отказ ФКП от бывшей сектантской тактики "класс против класса". Новое центристское руководство партии во главе с Мориса Тореза и Жаком Дюкло взяло курс на расширение социальной базы ФКП, включилась процесс создания международного общественного движения "Амстердам-Пляель". Активизировались контакты с социалистами.

В июне 1934 ФКП и СФИО подписали Пакт о единстве действий, которое означало стремление к объединению усилий в борьбе против милитаризма, фашизма, в защите демократических свобод и конституционного строя. В 1935 г. в свете изменения тактической линии Коминтерна коммунисты выступили с лозунгом "народного фронта". На этой базе антифашистские силы и собрались накануне парламентских выборов 1936

Так во время совместной подготовки к празднованию 14 июля, "Дня взятия Бастилии", ФКП и СФИО заключили соглашение о совместных действиях с партией радикалов и радикал-социалистов. Важным шагом к единству антифашистских сил стало объединение профсоюзных организаций коммунистов и социалистов - УКП и УУКП. В начале 1936 была разработана программа Народного фронта.

Суть ее сводилась к следующему. В политической сфере предусматривалась реализация антифашистской общедемократических программы: защита политических свобод, борьба с фашизмом и терроризмом, демократизация системы образования и средств массовой информации, защита мира и борьба за разоружение. Среди экономических целей были: сокращение безработицы, поддержка сельского хозяйства, меры по финансовому оздоровлению. Планы национализации важнейших предприятий и банков, плановость развития экономики, государственный контроль над финансовыми операциями, активная инвестиционная политика государства и усиление регулирования трудовых отношений, свидетельствовали о выработке социал-реформистского варианта политики дирижизмом.

На апрельских выборах 1936 партии Народного фронта получили 375 мест из 610, в т.ч. 146- социалисты, 116 - радикалы, 72 - коммунисты (лучший результат в их недолгой истории). Особенность новой правительственной коалиции заключалась в том, что ФКП отказалось от непосредственного участия в правительстве, а ограничилась его парламентской и внепарламентской поддержкой. Уже это, безусловно, свидетельствовало о недостаточной прочность блока антифашистских сил.

Первое правительство Народного фронта во главе с лидером социалистов Леоном Блумом уже за лето 1936 провел через парламент более 130 законов, преимущественно социальной направленности. В частности, был введен 40-часовую рабочую неделю, оплачиваемые отпуска для рабочих и служащих, обязательными стали коллективные соглашения между профсоюзами и предпринимателями, повышение зарплат. Также до 14 лет было продлено обязательна школьное образование, создано Министерство спорта и культуры и т.д.

В сфере экономического регулирования правительство Л. Блума осуществил прогрессивную налоговую реформу, улучшил условия кредитования мелких торговцев и ремесленников, для безработных создавались общественные работы. Реорганизацию претерпел Национальный банк, а управление им перешло в руки государственных чиновников. Частично национализирован был военный сектор промышленности. Специально созданное зерновых бюро занялась стабилизацией продовольственного рынка.

В целом эффективный и своевременный социал-реформистский курс правительства Л. Блума вызвал противодействие монополистических и финансовых кругов. В 1936-1937 гг. в результате "бегства капитала" в зарубежные банки было переведено около 100 млрд. франков. Финансовые проблемы объяснялись также и резким расширением социального законодательства: государственный долг только за первый год деятельности правительства Народного фронта вырос на 16 млрд. Франков, уменьшался золотой запас Франции. Правительство было вынуждено пойти на 30% девальвацию. К разрушительным последствиям финансового кризиса присоединились проблемы от новой волны экономического кризиса в 1937 г. Уровень производства упал до 70% от докризисного 1929, возобновился рост безработицы и инфляции. Не получив дополнительных полномочий, Л. Блум демонстративно подал в отставку.

Новый глава правительства Народного фронта К. Сатана попытался вернуться к политике жесткой экономии. Однако значительное повышение косвенных налогов и новая девальвация Франку, ревизия социального законодательства предыдущего правительства не только не позволили улучшить экономическую ситуацию в стране, но закономерно вызвали разлад и кризис в самом Народном фронте.

Отставка К. Шатана (январь 1938 г.) вернула премьерства Л. Блума. Однако его план стабилизации правящей коалиции в основном предусматривал политически-организационные мероприятия, например, расширение коалиционного правительства за счет и коммунистов, с левого фланга, и за счет Демократического альянса - с правой. Не встретив поддержки ни одних, ни других, и не имея возможности в текущих обстоятельствах обеспечить принятие необходимых радикальных финансовых и экономических мероприятий, Л. Блюм не видел другого выхода кроме, как в получении чрезвычайных полномочий для правительства. Очередной провал этих планов опять стоил ему должности.

Назначение в апреле 1938 г. на должность премьер-министра лидера радикалов Э. Даладъе (апрель 1938 - март 1940 гг.) Фактически означал политическую смерть Народного фронта. Его формальное существование продолжалось, но новый глава правительства объявил о начале проведения "национального курса" и отказался к выполнению программы коалиции, принятой в 1936

Кризис и крах Народного фронта во Франции объяснялся прежде всего отсутствием единства как между партиями коалиции, так и между фракциями этих партий. Глубокие идеологические разногласия не позволяли его правительством проводит последовательную внутреннюю политику - колебания от популистских масштабных социальных преобразований к режиму жесткой экономии еще больше углубляли пропасть между номинальными союзниками и, самое главное, отрицательно сказывались на экономике страны. Безвольный внешнеполитический курс еще более четко продемонстрировал тот политический тупик, в котором оказался Народный фронт.

Э. Даладъе пригласил к сотрудничеству все парламентские партии, объявил о создании широкого "правительству национальной обороны" и благодаря этому сумел добиться чрезвычайных полномочий. Начался резкий отход от социально ориентированной политики Народного фронта: снижались налоги на крупный капитал, в интересах производителей была проведена новая девальвация Франку, повышались тарифы и практически упразднен 40-часовую рабочую неделю. Осенью 1938 правительство пошло на новые жесткие меры и СФИО и ФКП перешли в открытую оппозицию к правительству.

В результате правительственной политики были аккумулированы значительные средства необходимые для развертывания крупномасштабного военного строительства. В 1938 году наконец начали реализацию "программы давзбраенняв", принятую еще в 1936 Это усилило государственное регулирование экономического развития. Благодаря жесткому дирижизмом Э. Даладъе, удалось заметно укрепить обороноспособность страны и обеспечить быстрый экономический рост. Однако отсутствие прочного политического единства и роковые внешнеполитические просчеты перевесили эти достижения. Режим Третьей республики во Франции доживал последние месяцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: