Контроль технико-тактической и психологической подготовленности

Контроль технической подготовленности связан с использованием специфических для каждого вида спорта показателей, позволяющих в совокупности оценить техническое мастерство спортсмена. При этом оцениваются следующие составляющие технической подготовленности:

• объем техники (путем выявления общего количества технических приемов, действий, освоенных и используемых спортсменом в тренировочных занятиях и соревнованиях);

• степень реализации объема техники в соревновательной обстановке (определяется как отношение тренировочного объема к соревновательному);

• разносторонность технической подготовленности на основе выявления разнообразия двигательных действий, освоенных и успешно используемых в тренировке и на соревнованиях;

• эффективность технической подготовленности, подразделяющейся на абсолютную (основанную на сопоставлении техники спортсменов с эталонными параметрами), сравнительную (предполагающую сопоставление техники спортсменов различной квалификации), реализационную (основанную на выявлении степени реализации двигательного потенциала в соревновательных условиях);

• устойчивость к сбивающим факторам (по стабильности основных динамических и кинематических характеристик движений в условиях действия сбивающих факторов) физического (утомление, климатические условия и др.) и психического характера (напряженность соревновательной деятельности, поведение болельщиков и др.).

При контроле технического мастерства спортсменов пользуются следующими оценками:

• интегральной, основанной на выявлении степени реализации двигательного потенциала спортсмена в соревновательной деятельности;

• дифференциальной, в основе которой положено выявление эффективности некоторых основных элементов техники;

• дифференциально-суммарной, предполагающей оценку эффективности отдельных элементов техники и расчет суммарного показателя технического мастерства [1].

При этапном контроле технической подготовленности фиксируются изменения в технике, наступающие в силу кумулятивного эффекта в процессе тренировки (от года к году, от этапа к этапу подготовки). В текущем контроле определяются изменения в отдельных фазах, частях, элементах движений, наступающие ото дня ко дню в связи с использованием различных программ тренировки в мезо- и микроциклах. В оперативном контроле выявляются изменения в технике, связанные со срочными реакциями на физические нагрузки в отдельном занятии.

Контроль тактической подготовленности связан с характеристикой следующих составляющих тактического мастерства спортсменов:

• общего объема тактики, определяемого по количеству тактических ходов и вариантов, используемых спортсменом или командой в тренировочной и соревновательной обстановке;

• разносторонностью тактики, которая характеризуется разнообразием нападающих, защитных, дезинформирующих, страховочных и других действий и приемов;

• рациональностью тактики, характеризуемой количеством технико-тактических действий и приемов, позволивших получить положительный результат (забить гол, нанести укол или удар, получить очки и т. д.);

• эффективностью тактики, которая определяется соответствием применяемых спортсменом (или командой) технико-тактических действий его индивидуальным особенностям.

Этапный контроль тактической подготовленности позволяет проследить основные особенности становления мастерства отдельных спортсменов и команд в целом. При текущем контроле оценивается тактика спортсменов и команд в соревнованиях, отдельных поединках, играх, стартах и т. п. с разными соперниками, в условиях многодневных соревнований, турниров. Оперативный контроль направлен на оценку тактического мастерства отдельных спортсменов и команд в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Контроль соревновательной деятельности основан на сопоставлении спортивных результатов с запланированными или уже показанными ранее и направлен на выявление сильных и слабых сторон подготовленности спортсмена в целях ее дальнейшего совершенствования.

В процессе контроля регистрируется общее число и результативность отдельных технических приемов и тактических действий; определяется стабильность, вариативность спортивной техники и тактики; изучается реакция основных систем жизнедеятельности организма спортсменов, включая протекание психических процессов.

Контроль соревновательной деятельности требует, наряду с учетом спортивных результатов (интегральные показатели), регистрации комплекса параметров, характеризующих отдельные компоненты действий спортсменов в различных частях, фазах, элементах соревновательного упражнения. Это и определяет специфические особенности контроля в различных видах спорта.

Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок может быть осуществлен на двух уровнях. Первый уровень связан с получением наиболее общей информации о тренировочных и соревновательных нагрузках и предусматривает регистрацию и оценку следующих основных показателей: суммарного объема работы в часах, количества тренировочных дней, тренировочных занятий, количества дней соревнований и др.

Второй уровень предусматривает детальную характеристику нагрузок, что требует введения ряда частных показателей, а также большого количества специфических параметров, характерных для конкретного вида спорта.

Контроль тренировочных нагрузок. При этом применяются показатели, отражающие величину нагрузок (большие, значительные, средние, малые) в различных образованиях структуры тренировочного процесса (этапы, микроциклы, занятия и др.); их координационную сложность, преимущественную направленность на совершенствование различных сторон подготовленности, развития различных качеств и способностей [4].

Контроль психологической подготовленности

В процессе контроля психологической подготовленности оценивают следующее:

• личностные и морально-волевые качества, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях в различных видах спорта (способность к лидерству, мотивация в достижении победы, умение концентрировать все силы в нужный момент, способность к перенесению высоких нагрузок, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и др.);

• стабильность выступления на соревнованиях с участием соперников высокой квалификации, умение показывать лучшие результаты на главных соревнованиях;

• объем и сосредоточенность внимания в связи со спецификой видов спорта и различных соревновательных ситуаций;

• способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и в ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);

• степень совершенства различных восприятий (визуальных, кинестетических) параметров движений, способность к психической регуляции мышечной координации, восприятию и переработке информации;

• возможность анализаторной деятельности, сенсомоторных реакций, пространственно-временной антиципации, способность к формированию опережающих решений в условиях дефицита времени [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: