double arrow

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников может быть индивидуальной и коллективной

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Антимонопольным законодательством это запрещено. Злоупотребления могут проявляться в виде:

- изъятия товаров из обращения, целью или результатом котoporo является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, включения в договор дискриминирующих условий;
- создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
- нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
- сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
- необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйстиующий субъект докажет, что положительный эффект его дейстиий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.
Коллективная монополистическая деятельность проявлиется в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Законом предусматриваются также меры недопущения недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в nредпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

Примерный перечень действий при недобросовестной конкуренции приведен в ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну;
- подкуп потенциальных покупателей с тем, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
- выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
- неправомерное использование или раскрытие ноу-хау
конкурента;- бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;- демпинг, т. е. продажа своих товаров по цене ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее.

Также не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуaлизации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнение работ или оказание услуг.

Этот перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае антимонопольный орган, оцениваи действия субъекта, должен исходить из общего определения понятия недобросовестная конкуренция».

Ряд ограничений недобросовестной конкуренции устанавливает Федеральный закон «О рекламе». Реклама представляет собой комплекс мер, побуждающих потребителей приобретать товары определенных производителей и продавцов. Осуществляя рекламную кампанию, коммерческие организации должны определить формы рекламы, т. е. способы и средства ее распространения. Наиболее известными из них в настоящее время являются реклама в печатных изданиях, наружная реклама, реклама на месте продажи, сувенирная реклама и др.

Если реклама соответствует общим и специальным требованиям, она является надлежащей; если в ней допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, ненадлежащей. К ненадлежащей рекламе отнесены:
- недобросовестная реклама, т. е. реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п.;
- недостоверная реклама, т. е. реклама, в которой присутствуют несоответствующие действительности сведения относигельно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта;- неэтичная реклама, т. е. реклама, содержащая информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, государственные или религиозные символы, национальную валюту;
- заведомо ложная реклама, т. е. реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы;

- скрытая реклама, т. е. реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Уголовная ответственность установлена за монополистические действия: установление монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление цли поддержание единых цен (ст. 178 УК РФ). Данное преступление относится к числу формальных составов, т. е. для наступления уголовной ответственности не требуется реального причинения вреда. Руководители хозяйствующих субъектов, должностные лица органов власти, управления, виновные в повторном в течение года совершении нарушений антимонопольного законодательства, несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащцие нормы, правила и характеристики, т. е. требования к товарам, работам, услугам.

Сертификация - это подтверждение соответствия продукции, работ, услуг установленным требованиям. Процедуры сертификации проводят независимые от изготовителей (продавцов, исполнителей) и потребителя (покупателя) организации, удостоверяющие в письменной форме, что продукция, работы, услуги, а также производственные процессы и системы контроля качества в организациях соответствуют установленным требованиям.

Сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, ее проводят Госстандарт России; центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг) - структурные подразделения Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти субъектои РФ, иные компетентные организации; органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Они должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы в системе аккредитации, образованной Госстандартом России, или иной системе, признанной им.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя на условиях договора между ним и органом по сертификации для продукции, не подлежащей обязательной сертификации. Добровольную сертификацию вправе проводить любое юридическое лицо, взявшее на себя фуккцию органа по добровольной сертификации и выдаче знака соответствии. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию.
Лицензирование отдельных видов предnринимательской деятельности.

Лицензирование относится к одной из форм государственого регулирования деятельности организаций, направленной на ее упорядочение и совершенствование.Первым нормативным актом в России, касающимся лицензирования, был Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. «О свободе торговли». В нем были определены группы товаров, реализации которых без специального разрешения (лицензии) запрещалась. Указом Президента РФ от 29 октября 1992 г. «О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляций» к числу лицензируемых были отнесены подакцизные продовольственные и и;епродовольственные товары. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» этот перечень был расширен.

Новым этапом в правовом регулировании лицензирования стал Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», который упорядочил порядок получения, приостановления и аннулирования лицензий.В настоящее время правовую основу лицензирования составляет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензирование представляет собой, с одной стороны, вид государственного контроля, направленного на обеспечение обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка; с другой - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих нaличие лицензий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: