Банковское право

Банковская система играет важнейшую роль в современных экономических отношениях. Во-первых, банки позволяют эффективно сберегать и, следовательно, аккумулировать денежные средства, накопление которых является основным условием расширенного воспроизводства и развития потребления. Во-вторых, банки предоставляют субъектам экономических отношений недостающую ликвидность (например, в виде кредитов), что является основным стимулятором устойчивого развития современной экономики. Предоставление кредитов в то же время означает принципиanьную возможность «создавать деньги», что неизбежно влияет на денежную систему государства. Наконец, в-третьих, через кредитные организации проходит основная масса платежей - как индивидуальных, так и крупных переводов, что позволяет контрагентам поддерживать экономические связи даже находясь на большом расстоянии друг от друга. Банк - это организация, которая осуществляет профессиональное управление денежными средствами.

Специфика банковской деятельности, роль кредитных институтов в современной экономике, особенности их отношений с кредиторами, и прежде всего с вкладчиками, породили необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность кредитных институтов. В настоящее время практически во всех странах функционируют органы банковского надзора, основной целью которых является поддержание стабильности и развития банковских систем, защита интересов кредиторов и вкладчиков.

Функционирование банковских систем тесным образом переплетается с функционированием денежных систем, с осуществлением задач денежно-кредитной политики, основная из которых состоит в защите и обеспечении устойчивости национальной валюты. Реализация целей денежно-кредитной политики также обуславливает значительное публичное воздействие на функционирование кредитных институтов и существование специaльных органов, осуществляющих денежно-кредитную политику, воздействующих с помощью специфических способов (так называемых инструментов денежно-кредитной политики) на денежную массу, находящуюся в обращении, на темпы инфляции и, как следствие, на экономическое развитие, на занятость и т. д.

Особенности правового регулирования банковской деятельности требуют специaльного правового регулировании, поэтому была выделена специфическая подсистема права, получившая название «банковское право».

До сих пор вопрос о выделении банковского права в самостоятельную отрасль остается спорным. Некоторые авторы полагают, что банковское право является подотраслью (либо институтом) финансового права. Другие рассматривают банковское право как совокупность правовых норм, регулирующих отдельные гражданские (учредительные, обязательственные) правоотнощения, участниками которых являются кредитные организации. Наконец, ряд авторов развивают идею банковского права как самостоятельной комплексной отрасли права.

Банковское законодательство. Банковское право представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую в себя как правовые акты, содержащие нормы публичного права, связанные с публичным интересом, с отношениями власти и подчинения, так и правовые акты, содержащие нормы частного лрава, основанные на автономии участников. В отличие от отраслей права, отрасли законодательстиа, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает и себя различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права. Банковское право выделилось в системе законодательства в связи с: необходимостью специфического правового регулирования деятельности кредитных институтов; специальными субъектами правового регулирования (центральными банками, в некоторых случаях, специальными агентствами банковского надзора) и своеобразием их статуса в системе публичных органов; особенностями отношений кредитных организаций с их клиентами.

Нормы, входящие в состав банковского праиа, могут относиться к конституционному праву (например, вопросы статуса Центрального банка), административному праву (например, отношения, связанные с применением мер ответственности к кредитным организациям), гражданского праву (кредит, вклад, счет, расчеты). Ряд правовых норм не нашел своего места в существующей системе российского права, переживающей период трансформации.

Важной особенностью национального банковского права является его развитие под влиянием международных правил, стандартов и рекомендаций. Регулирование современных финансовых рынков в принципе не может замыкаться в национальных границах, так как отсутствие должного регулирования в одном сегменте (географическом или функциональном) финансового рынка может привести к кризису, способному вызвать «эффект домино» на международном уровне. Именно кризисы международных масштабов привели к созданию специализированных международных организаций, нацеленных на выработку стандартов банковского надзора и банковской деятельности во всем мире. Ведущим органом в этой области является Базельский комитет по банковскому надзору, который был учрежден центральными западными банками так называемой группы-10 (G-10) в 1974 г. после банкротства одного из крупных немецких международных банков («Bankhaus Herrstatt»). Целью Комитета является распространение наилучшей надзорной практики, обеспечение кооперации между органами банковского надзора различных государств, создание условий для обмена надзорной информацией как между органами банковского надзора, так и между органами надзора на иных финансовых рынках (прежде всего - рынке ценных бумаг и страховом рынке).

Методы правового регулирования, присущие банковскому праву, закрепляются в нормативных правовых актах, входящих в состав банковского права, и в зависимости от групп отношений они могут относиться либо к нормам публичного права, либо к нормам частного права.

Так, к публично-правовым нормам относятся нормы, регулирующие: статус Центрального банка, его компетенцию, систему управления; отношения, связанные с осуществлением задач денежно-кредитной политики; отношения, связанные с осуществлением задач банковского надзора. Этой части банковского права присущ императивный метод правового регулировании, хотя также применяется рекомендательный метод, а правовые формы реализации денежно-кредитной политики тесным образом сиязаны с диспозитивным (основанным на равенстие сторон) методом.

К частно-правовым нормам относятся нормы, регулирующие особенности отношений кредитных организаций с их клиентами. Однако, хотя указанные нормы реализуют присущий частному праву диспозитивный метод правового регулирования, зачастую они в силу значительного публичного вмешательства трансформируются и приобретают императииный характер. Поэтому в основных нормативных лравовых актах, регулирующих отношения, связанные с созданием и функционированием юридических лиц различных организационно-правовых форм, делается специальная оговорка, что особенности правового регулирования кредитных организаций устанавливаются специальными федеральными законами. Кроме того, некоторые сделки, стороной в которых выступают кредитные организации, признаются публичными договорами, т. е. договорами, в отношении которых существуют императивно закрепленные требования об их заключении.

Международное банковское право в основном представляет своды рекомендаций. В этом смысле банковскому праву на международном уровне присущ рекомендательный метод правового регулирования. Вместе с тем ряд актов, прямо затрагивающих банковскую деятельность, был имплементирован в законодательство России путем ратификации соответствующих актов или подготовки на их основе национальных правовых актов (например, Женевская Конвенция 1930 г., устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселе).

Источники банковского права - основные правовые акты и их отдельные положения, составляющие банковское право. К ним относятся:
- Конституция РФ (п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74; ст. 75; п. «г» ст. 83; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст. 114);
- правовые позиции Конституционного Суда РФ, признаваемые правовыми представлениями (выводами) общего характера, имеющими значение для банковского права (например, постановление от 23 февраля 1999 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 феврaля 1996 года «О банках и банковской деятельности» в связи с жалобами граждан О. Ю. Веселяшкиной, А. Ю. Веселяшкина и Н. П. Лазаренко»; постановление от 22 июля 2002 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О реструкгуризации кредитных организаций», пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации «Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков» и жалобой ОАО «Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств»; постановление от 12 марта 2001 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Федеральногозакона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц, постановление от 3 июля 2001 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений подиункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерanьного закона «О реструктуризации кредитных организаций» и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами ряда граждан»; определение от 14 декабря 2000 г. «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерanьного закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; определение от 3 февраля 2000 г. «По запросу Питкярантского городского суда Республики Карелия о проверке конституционности статьи 26 Федерanьного закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; определение от 5 ноября 1999 г. «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности”; определение от 8 октября 1999 г. «По жалобам граждан О. Д. Акулининой, В. Г. Белянина, И. Н. Горячевой и других на нарушение их конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и др.);
- федерaльные законы («О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; в редакции от 3 февраля 1996 г. «О банках и бакковской деятельности»; от 25 феврали 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; от 8 июля 1999 г. «О реструктуризации кредитных организаций»; от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также отдельные нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях; Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- подзаконные нормативные акты;

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в качестие источников банковского права не закреплены. Вместе с тем отдельные аспекты деятельности кредитных организаций как юридических лиц, выступающих стороной и налоговых, экологических правоотношениях, правоотношениях, связанных с обеспечением безопасности, и т. д., могут регулироваться иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами различных министерств и ведомств.

Среди подзаконных нормативных правовых актов особое значение для регулирования банковской деятельности имеют нормативные акты Банка России.


. Основы правового статуса Банка России определены Конституцией РФ (ч. 2 ст. 75). Основной функцией Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, является защита и обеспечение устойчивости рубля. За Банком России закреплено исключительное право по осуществлению денежной эмиссии. Конституция определяет порядок назначения на должность и отставки Председателя Банка России (п. «г» ст. 83 и п. «и» ч. 1 ст. 103).

Основной принцип деятельности Центрального банка РФ - независимость от органов законодательной и исполнительной власти. Этот правовой принцип выработан историческим опытом: эмиссия денег не может находиться в ведении правительства, которое за счет выпуска дополнительных средств, их обесценения способно стимулироиать инфляцию. Многие страны прошли через денежные кризисы, вызванные безудержным ростом денежной массы и, как показывают исследования, уровень инфляции и стране и, следовательно, темпы экономического развития прямо зависят от степени независимости Центрального банка.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются законом.

Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России выполняет ряд функций, основные из которых: разработка и проведение во взаимодейстиии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики; монопольное право на эмиссию наличных денег и организация наличного денежного обращения; осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, а также принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций, предоставление кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и их отзыв; осуществление валютного регулирования и валютного контроля и т. д.

К числу важнейших властных полномочий Банка России относитсн его право издания нормативных актов, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акгы Банка России (за небольшим исключением) подлежат регистрации в Минюсте России.

Управление Банком России осуществляет ряд органов, в частности Национальный банковский совет (НБС). Члены НБС назначаются Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом РФ, Правительством РФ. Председатель Банка России входит в состав НБС по должности. Национальный банковский совет принимает решения по весьма важным вопросам деятельности Банка России и функционирования банковской системы - от утверждения общего объема расходов на содержание служащих Банка России, общего объема капитальных вложений, общего объема административно-хозяйственных расходов Банка России до участия в обсуждении вопросов реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковского регулирования и банковского надзора, реализации политики иалютного регулирования и валютного контроля и т. д. Предоставление НБС такого объема полномочий явно противоречит конституционному принципу независимости Банка России.

Высшими органами управления Банка России являются Председатель Банка России и Совет директоров Банка России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной думой по представлению Президента РФ. Председате.ль Банка России несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России; обеспечивает реализацию его функций и принимает решения по всем вопросам, относящимся к ведению Банка России, за исключением тех, по которым решения принимаются НБС или Советом директоров; председательствует на заседаниях Совета директоров; подписывает нормативные акты Банка России и т. д.

В Совет директоров Банка России входят 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе, и Председатель Банка России. Совет директоров обладает значительными полномочиями при определении вопросов внутренней жизнедеятельности Банка России, в вопросах организации и осуществления денежно-кредитной политики и банковского надзора и т. д.

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются Комитетом банковского надзора.

В систему Банка России входят территориальные учреждения, осуществляющие большой объем оперативных функций Банка России в субъектах РФ, и расчетно-кассовые центры, являющиеся элементами расчетной системы Банка России, через которую проиодится основная масса платежей между контрагентами.

Правовые основы осуществления денежно-кредитной политики. Основная цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивости национaльной денежной единицы. Указанная цель закреплена в качестве принцила международного права и является одной из целей деятельности Международного вaлютного фонда. В Российской Федерации защита и обеспечение стабильности рубля закреплены как основная цель деятельности Банка России (ст. 75 Конституции РФ).

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в бaнке России (резервные требования);

- операции на открытом рынке;
- рефинансирование кредитных организаций;

- валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций.

Один из важнейших инструментов денежно-кредитной политики - установление норматива обязательных резервов. Обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Размер обязательных резервов и процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаютси Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф.

Денежно-кредитная политика осуществляется Банком России в соответствии с ежегодно разрабатываемыми Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики, которые представляют собой ориентиры монетарной политики на текущий год. Основные направления разрабатываются Советом директоров Банка России во взаимодействии с Правительством РФ, рассматриваются НБС, Государственной Думой, которая принимает по Основным направлениям решение не позднее принятих федерального закона о федеральном бюджете. Основные направления единой государственной декежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России; краткую характеристику состоянин экономики Российской Федерации; прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки; сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год; целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервaльные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год; варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры; план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Основные направления имеют связь с бюджетным процессом и в этом смысле могут считаться институтом бюджетного права. Вместе с тем Основные направления самостоятельны по отношению к решениям правительства; в рамках Основных направлений Банк России вправе самостоятельно оценивать экономическую ситуацию в стране и перспективы ее изменения. В этом также проявляется независимость Банка России, цели деятельности которого как центрального банка могут не совпадать с текущими целями деятельности правительства.


Правовые основы банковского надзора. В соответствии с законом одной из целей деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банкоискими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов. Главными целями банковского регулировании и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банковский надзор осуществляется в трех формах: предварительный (на этапе выдачи лицензии на осуществление банковских операций); текущий (в ходе текущей деятельности кредитной организации); последующий надзор (надзор за проблемными банками» (частично), вопросы отзыва лицензии на осуществление банковских операций, вопросы ликвидации (в том числе в порядке банкротства) кредитных организаций).
Соответственно, для каждой формы банковского надзора характерны такие методы, как:
- установление на уровне федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России специфических требований;
- контроль за выполнением требований (документарный - при исследовании представляемых кредитной организацией (лицами, создающими кредитную организацию, иными лицами, связанными с деятельностью кредитной организации) докумёнтов (в том числе отчетности) либо предполагающий кепосредственное исследование деятельности кредитной организации на месте - проверки, в том числе инспекционные);
- принуждение кредитной организации к выполнению указанных требований (отказ в выдаче лииензии, применение мер предупреждения нарушений, применение наказания в административном порядке).

Основной целью предварительного надзора является оценка того, насколько учредители кредитной организации, ее потенциальные руководители готовы с точки зрения финансовой, управленческой, технической к обеспечению надлежащей устойчивости развития кредитной организации

Ряд мер воздействия предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 14.14, 15.25, 15.26, 19.4 и др.).
В случае если финансовое состояние кредитной оргакизации становится критическим и возникает реaльная угроза того что она окажется не в состоянии выполнять свои обязательства перед кредиторами, то Банк России вправе (и некоторых случаях обязан) предпринять меры по уменьшению негативных последствий развития событий (последующий надзор).
К основному институту так называемого предупреждения банкротства следует отнести назначение Банком России временной администрации по управлению кредитной организаци. Временная администрация - институт двойной правовой природы - признается специaльным органом управления кредитной организации и одновременно мерой воздействия.

Если нарушения кредитной организации приобретают характер постоянно повторяемых и (или) ее финансоиое положениее не позволяет говорить, что кредитная организация будет в состоянии исполнить все свои обязательства, Банк России отзывает у такой кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. Основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций определены законом. В частности, Банк России может отозвать у кредитной органиции лицензию на осущестиление банковских операций в случаях:
- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

- задержки начaла осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
- установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
- задержки более чем на 15 дней представления ежемесячой отчетности (отчетной документации);

- осушествления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;

- неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднакратно применялись меры воздействия;
- неоднократного в течение одного года виновного неисолнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требонаний о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

- наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности временной администрации имеютси основания для ее назначения;

- неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.


22 РАСЧЕТЫ

Правовое регулирование безналичных расчетов: гл. 45-46 ГК РФ и Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Расчеты – это один из основных видов банковских операций и обязательств. Основанием возникновения расчетных отношений является совершение плательщиком действий, направленных на осуществление платежа получателю. В соответствии со ст. 140 ГК РФ платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Статья 861 ГК РФ определяет, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если законом не установлено ограничений.

Расчетные правоотношения – это вид банковских правоотношений, возникающих по поводу расчетов. ГК РФ определяет субъекты расчетных правоотношений, условия заключения договора счета, права, обязанности и ответственность сторон, а также формы безналичных расчетов.

Участниками расчетных правоотношений являются: плательщик – банк плательщика – банк получателя – получатель.

Принципы современной организации безналичных расчетов:

1) использование банковского счета. Понятие «правовой режим расчетного счета» включает взаимоотношения банка и клиента, связанные с функционированием расчетного счета на основе договора;

2) свобода выбора счетов в различных банках;

3) определенная форма прохождения безналичных расчетов (т.е. способ совершения безналичных расчетов с применением установленного платежного документа). ГК РФ предусматривает использование расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, расчетов чеками, расчетов по инкассо. На эти же формы распространяются нормы Положения ЦБ РФ о безналичных расчетах;

4) обязательность применения расчетного документа для списания денег со счета. Положение ЦБ РФ о безналичных расчетах устанавливает реквизиты, сроки, порядок оформления, приема, отзыва и порядок возврата из картотеки неиспользованных расчетных документов в случае закрытия счета клиентом;

5) единый срок действия выписанного расчетного документа – 10 дней, не считая дня выписки;

6) осуществление банком платежей по распоряжению клиента;

7) срочность платежа. По ФЗ о Центральном банке РФ сроки для безналичных расчетов составляют два операционных дня в пределах одного субъекта РФ и пять операционных дней в пределах РФ;

8) ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на его счете деньгами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (согласно ст. 857 ГК РФ это наложение ареста на находящиеся на счете денежные средства и приостановление операций по счету).



23 Понятие и содержание валютного регулирования.

Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Государство вообще и Российская Федерация в частности регулируют валютные отношения с учетом экономических за­дач государства. Для Российской Федерации с момента провоз­глашения ее суверенитета (1990 год) характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отмене­на существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допуска­ется в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.

Валютное правовое регулирование осуществляется ла двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (раз­работке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что «влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Основы организации и осуществления валютного регулирова­ния определены Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»^. Более детальное регу­лирование частных вопросов, связанных с валютными отноше­ниями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах.

В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» основным органом валютного регулирова­ния является Центральный банк России. В этих целях Центральный банк: а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; в) проводит все виды валютных операций; г) устанавливает правила проведения резидентами и нерези­дентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумага­ми в валюте Российской Федерации; и пр.

Указанный Закон закрепляет статус всех субъектов валют­ных отношений, в том числе резидентов и нерезидентов. Резиденты — это: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, с местонахождением в Рос­сийской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридически­ми лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Фе­дерации; и т.п.

Нерезидентами являются: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; и т.п.


24 Налоговое регулирование предпринимательской деятельности.

Одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом является система налогообложения, налоги. Налоги - основной источник формирования госбюджета, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства. Влияние системы налогообложения, налогов на предпринимательскую деятельность способно как стимулировать, так и замедлять или вообще прекращать отдельные ее виды.

Основной нормативный акт, регулирующий налоговые отношения, Налоговый кодекс Российской Федерации.

В нем закреплены основные начала законодательства о налогах и сборах, к числу которых относятся, например, обязанность налогоплательщика и плательщика сборов уплачивать налоги и сборы; недопущение нарушения единого экономического пространства Российской Федерации и др. Одно из бесспорных достижений современной налоговой реформы - закрепление в Налоговом кодексе прав и обязанностей налогоплательщиков.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности основывается не только на применении мер ответственности к неисправным налогоплательщикам, но и на использовании стимулирующей функции налогов и сборов путем применения различных налоговых инструментов. К числу налоговых инструментов, стимулирующих предпринимательскую деятельность, можно отнести, например, дифференциацию налоговых ставок, предоставление возможности проведения ускоренной амортизации основных средств, различного рода налоговые льготы, специальные налоговые режимы (рассмотрим некоторые из них).

В соответствии с положениями НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном законодательством.


По общему правилу, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

16) бюджетные учреждения;

17) иностранные организации.

Объектом налогообложения признаются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В соответствии с положениями НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещения рекламы на транспортных средствах;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Уплата организациями единого налога предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

По общему правилу, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом следует подчеркнуть, что нормы законодательства о налогах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. К закрепленным в действующем законодательстве льготам относятся, например, отсрочка или рассрочка уплаты налога, инвестиционный налоговый кредит и др.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных законодательством, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, установленных законодательством, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5, - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 - 4, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

25 Ответственность за нарушение налогового законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: