Акционерный фонд

В акционерных фондах средства собранные фондом инвестируются открытые акционерные компании. Как правило основная часть доходов таких фондов поступает от торговли акциями за счёт разницы между ценой покупки и продажи. Так же источником дохода могут служить дивиденды выплачиваемые компаниями-эмитентами.

Очевидно, что если основной бизнес компании незаконен с точки зрения Шариата, то для исламского фонда не является дозволенным покупать, держать или продавать его акции, так как это подразумевает прямое участие акционера в запрещённом бизнесе.

Подобным образом практически все шариатские эксперты единогласны во мнении, что если все операции компании полностью соответствуют Шариату, что означает что компания никогда не прибегает к процентным займам и не держит свою избыточную ликвидность на процентных счетах, её акции могут покупаться, держаться и продаваться без каких-либо ограничений с точки зрения Шариата. Однако является очевидным, что подобные компании встречаются достаточно редко на современных фондовых рынках. Практически все компании представленные на сегодняшний день на фондовых рынках так или иначе вовлечены в виды деятельности, которые не соответствуют требованиям Шариата. Даже в случае если основной бизнес компании является дозволенным (халяль), то её заёмное финансирование осуществляется на основе ссудного процента. С другой стороны, компании держат свою избыточную ликвидность на процентных счетах и покупают процентные облигации и ценные бумаги.

Вопрос о подобных компаниях был предметом дискуссий между шариатскими экспертами современности. Одна из групп шариатских учёных придерживается мнения, что для мусульман не является дозволенным участвовать в сделках с акциями подобных компаний, даже если их основной бизнес является дозволенным (халяль). Их основным аргументом является то, что каждый акционер является партнёром компании(шарик), и каждый партнёр, в соответствии с исламским законодательством, является агентом других партнёров в деле общего бизнеса. Следовательно, простая покупка доли компании означает уполномочивание менеджмента со стороны акционера компании вести её бизнес определённым образом. Если акционеру известно, что компания вовлечена в запрещённую Исламом деятельность, и он продолжает держать её акции, то это означает что он уполномочил менеджмент на ведение подобной, противоречащей Исламу, деятельности. В этом случае он будет ответственным не только за согласие на запрещённую деятельность, но и эта деятельность по праву будет относиться к нему самому, так как подразумевается что менеджмент компании работает в соответствии с его уполномочиванием.

Более того, когда компания финансируется на ссудно-процентом принципе, фонды задействованные в бизнесе являются не чистыми. Подобным образом, когда компания получает проценты от вклада на депозиты, часть её доходов обязательно становится нечистой. Эти доходы в свою очередь поступают акционерам посредством дивидендов.

Однако, большое количество современных учёных не поддерживает это мнение. Они утверждают, что открытые акционерные компании в своей основе отличны от простых партнёрств. В партнёрствах, процесс принятия решений осуществляется посредством согласия между партнёрами, и каждый из них имеет право вето на стратегические решения. Следовательно, все действия партнёрства правомерно относить к каждому из партнёров. Стратегические же решения в открытых акционерных компаниях, напротив, принимаются решением большинства. Следовательно, любое и каждое действие осуществляемое компанией не может расцениваться как индивидуальная ответственность каждого из акционеров. Если акционер выдвигает возражение против определённой транзакции на Ежегодном Собрании Акционеров, но это возражение преодолевается решением большинства, не будет являться справедливым заключать что он ответственен за согласие на эту транзакцию, в особенности если он намеревается воздержаться от дохода ставшего результатом этой транзакции.

Следовательно, если компания вовлечена в дозволенный (халяль) бизнес, но при этом держит свою избыточную ликвидность на процентном счёте, с которого поступает небольшой побочный доход, это не делает весь бизнес компании незаконным. Таким образом, если лицо приобретает долю подобной компании с ясным намерением противостоять подобным побочным доходам и не использовать пропорционально соответствующую долю дивидендов для своей личной выгоды, как можно говорить о том, что им одобряется эта ссудно-процентная операция и она имеет отношение к нему?

Другим аспектом деятельности подобных компаний является то что иногда они занимают деньги у финансовых институтов. Эти займы как правило делаются на основе ссудного процента. В этом случае используется тот же самый принцип. Если акционер персонально не согласен с подобными займами, но его мнение было отклонено большинством, то эти заёмные операции не могут относиться к его ответственности.

Более того, даже если в соответствии с принципами исламской юриспруденции занимать деньги под проценты является тяжёлым грехом, за который заёмщик будет отвечать в следующей жизни, это греховное действие не означает что весь бизнес заёмщика является запретным (харам) или недопустимым. Сумма заёмных средств признаётся как собственность заёмщика, а что-либо купленное или обменённое на эти деньги не является незаконным. Следовательно ответственность в совершении греховного дела — займа под проценты — лежит на лице, которое намеренно осуществило ссудно-процентную транзакцию, но факт этого не означает что весь бизнес компании является незаконным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: