double arrow

Также выделяют вербальное и невербальное общение


Стоит сказать о межгрупповом общении, которое имеет свои отличительные черты.

К таковым относятся специфические психические механизмы:

1. Процессы социальное стереотипизации( образ человека строится на базе стереотипов, существующих в данной группе)

2.Процесс атрибуции (приписывание социальным объектам характеристик, которыми они не обладают).

Общение – один из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Оно имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам становится личностью.

53) Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация: кинесика, паралингвистика, проксемика, взгляд.

Под понятием коммуникации – в широком смысле понимают – обмен информацией между индивидами. Следует выделить два основных вида коммуникации: вербальную и невербальную.

Вербальная коммуникация – это взаимодействие людей с помощью речи.




Способность к эффективному обмену информацией является отличительным свойством человека и одним из главных условий его бытия как существа социального.

Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.

Невербальная коммуникация— это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме.

Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

Рассмотрим невербальные элементы общения.

Кинесика - совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.

Элементы кинесики могут иметь как физиологическое происхождение(зевота, потягивание), так и социокультурное( широко раскрытые глаза, сжатый кулак).

Большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Их можно классифицировать следующим образом:

1. Иллюстраторы - описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл..

2. Конвенциональные жесты, или эмблемы используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т. п.

3. Модальные жесты - выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации(жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия и пр).



4. Жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.)

Мимика представляет собой изменения выражения лица человека в процессе общения. Она является важнейшим компонентом невербального общения, т.к. позволяет выразить все эмоции.

Существенным аспектом кинезиса является поза – положение тела человека и его движения, которые он совершает во время общения. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального общения.

Последним элементом кинесики является манера одеваться, которая полостью обусловлена спецификой культур.

Проксемика – это использование пространственных отношений при коммуникации. Каждый человек устанавливает границы своего личного пространства. Таим образом, изменение дистанции при общении является частью процесса коммуникации.

Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь.

Различают несколько видов: фонационные(темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз(э-э, м-м),особенности артикуляции и пр),кинетические(см.выше), графичесие(особенности почерка, замнители букв(&, §) и пр).



54)Общение как межличностное восприятие. Эффекты социальной перцепции.

Социальную перцепцию понимают как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Можно так же выделить четыре основные функции социальной перцепции:

1. познание себя;

2. познание партнера по общению;

3. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

4. установление эмоциональных отношений.

К механизмам социальной перцепции относятся, прежде всего, идентификация, эмпатия и аттракция.

Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, должен был себя вести в данной ситуации тот человек, с которым он идентифицируется.

Эмпатию можно определить как эмоциональное сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого.

Аттракция («привлечение») может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.

Также в процессе общения возникают стереотипы.

Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждений.

Стереотипы могут быть: этническими, профессиональными, гендорными, возрастными, социальными и т.д.







Сейчас читают про: