Необходимость и значение связей с общественностью в государственных структурах

Прообраз связей с общественностью в органах власти возник в советский период нашей истории. Правда, в современном понимании PR-деятельности эти связи в выглядели довольно усеченными, односторонними и вялыми. Необходимость контактов с обществом, прежде всего, диктовалась двумя обстоятельствами – внедрением господствующей в государстве коммунистической и социалистической идеологии в массы и поступательным развитием средств массовой информации, которые требовалось направлять и контролировать. Как самостоятельная структура связи с общественностью, разумеется, не вводились, а необходимые функции по связям со СМИ и населением выполняли чиновники соответствующих партийных отделов – от райкома партии до Центрального комитета КПСС. В 70-е и 80-е годы прошлого века в ряде государственных структур возникают пресс-службы – первые специализированные профессиональные институты для контактов с обществом посредством все тех же СМИ. Но они также курировались партийным руководством. Например, в 1984 году в МВД СССР и на местах его областных управлений были сформированы политотделы, в которые структурным подразделением вошли пресс-службы. Пресс-службы выполняли, в принципе, две задачи –информирование (чаще всего дозированное и заранее согласованное вышестоящими инстанциями) аудитории о работе конкретного государственного органа или учреждения и информационное

разъяснение действий органа власти и/или его распоряжений и иных нормативных документов. Тем не менее, пресс-службы сыграли значительную роль в расширении понимания обществом деятельности государственного управления.

Современное развитие общества, демократичность и рыночная экономика кардинально изменили взаимоотношения между властью и обществом. Поэтому, начиная с 1991 года, когда в нашей стране стала на путь демократических и рыночных реформ, в это же время, как естественное следствие реформирования России, возникает отечественный институт связей с общественностью.

Немаловажным обстоятельством появления Public Relations в нашем государстве стал и фактор научно-технической революции. ХХ век стал эпохой грандиозного качественного скачка в развитии мировой цивилизации, обусловленного научно-техническим прогрессом. Невиданные возможности и перспективы этого прогресса позволили человечеству одолеть в течение десятилетий такие высоты научно-технических идей, каковые даже не предполагались всей философско-гуманитарной, естественно-интеллектуальной и инженерной мыслью предшествующих столетий. Научно-техническая революция резко повысила уровень процессов познания человеком себя и окружающей действительности, улучшила комфортабельность его существования и коммуникационную оснащенность, открыла горизонты новых достижений во имя торжества homo sapiens на этой планете. Научно-техническая революция качественно преобразовала информационную сферу, придав ей глобальный характер. Современная компьютеризация и динамично совершенствующиеся информационно-коммуникационные технологии практически создают предельную доступность к любому информационному полю. Поэтому наша эпоха и называется постиндустриальной, или – информационной.

Существующие сегодня процессы государственного управления в нынешнем их понимании это, прежде всего, последовательное осуществление выработки и принятия решений, надлежащая организация выполнения принятых решений, координация хода работ по их выполнению, и, наконец, контроль выполнения. И стадии этих процессов немыслимы без информационного сопровождения.

Процесс государственного управления основывается на стадиях сбора, передачи и обработки информации. Обеспечение органов государственной власти статистической, прогнозной, аналитической информацией является непременным условием нормального функционирования государственного механизма, в то время как недостаток или избыток информации, ее недостоверность, необъективность и несвоевременность могут привести к принятию неоптимальных решений и непредсказуемым негативным, а порой и катастрофическим последствиям. Очевидно, что «сырьевой» базой, стратегическим ресурсом, основополагающим вектором в определении и разработке направлений в управленческой деятельности для государственной власти является социально-значимая информация. И связи с общественностью в этом плане выступают индикатором социально-значимой информации применительно к деятельности органов власти. И эта миссия в условиях развития информационного общества несоизмеримо и постепенно возрастает.

Современные средства связи, получения, обработки и распространения информации сформировали качественно новые возможности функционирования индивида и общества в условиях необратимой глобализации человечества. При этом все сопутствующим процессам данной глобализации (экономическим, политическим) тон задает именно информационная глобализация. Она дает импульс (желательный или нежеланный, но необратимый) импульс объединения существующих, в том числе и национально-государственных информационных систем в единую глобальную информационную инфраструктуру. Оптимизация информационных процессов, усиление роли коммуникативных факторов и целенаправленных управленческих воздействий повышает поступательность эволюции общества и человека. Не подлежит сомнению ведущая роль информации в организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, значение информации как самой эффективной формы создания, закрепления и распространения знаний и представлений, наконец, совершенна ясна роль информации как эффективного инструмента управления.

Непосредственная работа с информацией на профессиональном уровне привлекает все большее число людей, а сама информация выступает источником интенсификации и гармонизации общественного развития. По своей сути: все управленческие процессы представляют собой процесс поиска, фиксации, анализа, оценки, использования и распространения информации, связанной с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности социума. Взаимодействие между людьми, обменивающимися различными видами социальной информации, происходит в процессе коммуникации. И в этом заключается еще одна необходимость и миссия функционирования связей с общественностью в органах власти – координатор коммуникационных связей субъекта власти. Именно связи с общественностью отслеживают, анализируют и направляют в необходимое русло принятия и коррекции управленческих решений определенные коммуникативные и информационные потоки, имеющие отношение к конкретному органу (учреждению) власти или интересующие данный субъект власти. По сути, как раз связи с общественностью органа (учреждения) государственной власти в силу естественной профессиональной парадигмы наиболее близки к обществу, его проблемам и интересам. Это понятно, ибо ни один иной чиновник не так тесно связан со средствами массовой информации в частности и массовой коммуникации в целом, не контактирует постоянно с целевыми группами общественности, не находится в «общественной гуще событий», как специалист по связям с общественностью. Именно поэтому, опираясь на связи с общественностью, органы власти более эффективно используют коммуникативные и информационные возможности для формирования необходимого или приемлемого общественного мнения о своей деятельности, а также при необходимости могут организовать соответствующий мониторинг общественного мнения для коррекции своей деятельности с учетом имеющегося мнения, путем установления обратной связи с населением.В современных условиях функция управления связями с общественностью является важнейшим и неотъемлемым атрибутом успешной деятельности всех государственных структур. Именно Public Relations выполняют инфраструктурную роль эффективной организации государственного и муниципального управления, способствуя тем самым оптимизации механизма принятия планово-управленческих решений.

Еще одной важной составляющей необходимости и значения создания и развития института связей с общественностью в органах власти является формирование с их активной помощью и имеющимися возможностями положительного имиджа конкретного органа (учреждения) власти, а в общем формате –положительного имиджа органов власти и имиджа государственного управления в целом. Ибо ни какая иная внутренняя структура органа (учреждения) власти ни в корпоративной ни во внешней политике своей деятельности не связана с задачами создания и реализации имиджевой политики так, как связи с общественностью.

Таким образом, мы подходим к определению главной миссии института связей с общественностью в органах государственной власти, и она заключается в непосредственной реализации принципов демократического управления – в деятельности органа власти в условиях гласности, прозрачности, открытости. Желание и умение на практике использовать искусство Public Relations служит созданию прозрачной модели бюрократической структуры, ее открытости, доступности и отзывчивости, благожелательно и позитивно воспринимаемой обществом и человеком, тем самым создавая доверие к работе органов власти и обеспечивая им общественную поддержку. Именно в такой ситуации можно говорить о начале гармонизации между обществом и властью, что является основой стабильности государства и важной составляющей его политического и социально-экономического развития. И связям с общественностью здесь отводится одна из важнейших ролей.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Назовите основные реформы государственного управления при Петре I и Александре II.

2. Обоснуйте особенности государственного управления в Советском Союзе.

3.Назовите основные характеристики современных государственных органов России.

4. Сформулируйте понятие системы государственных органов.

5. Назовите причины и необходимость создания института связей с общественностью в органах власти в современной России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: