В) формы проведения школьного физического воспитания и организации детей на занятиях по физической культуре

Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трех сферах: 1.в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования; 2. в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями; 3. в семье.

Для каждой сферы характерны конкретные формы занятий. Всего выделяют 4 основные формы: 1) учебные занятия (классно-урочные); 2) занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы; 3) внеклассные занятия физическими упражнениями; 4) внешкольные занятия физическими упражнениями.

Процесс физического воспитания имеет две стороны: содержание и форму.

В теории и методике физической культуры принято выделять две основные формы проведения занятий: урочную и неурочную. Занятия типа урока имеют свои специфические признаки, сводимые к проведению занятий по расписанию, под руководством преподавателя в строго определенные временные рамки. Урок - это строго организованная и профессионально обеспеченная форма занятий и поэтому она является основной формой школьного физического воспитания. Если содержание урока составляют конкретные физические упражнения, определенные действия учителя и учащихся в процессе урока, а также внутренние изменения состояния организма занимающихся под воздействием вышеназванных компонентов содержания, то структура - это всегда взаимосвязь элементов содержания, таким образом, суть внешней структуры урока будут составлять взаимосвязи физических упражнений и взаимосвязи действий учителя и учащихся, а внутреннюю структуру урока характеризуют взаимосвязи происходящих внутри организма физиологических, биохимических, психологических изменений. Общепринятым уровнем структуры урока является его трехчастное деление (подготовительная, основная, заключительная

Кнеурочным формам принято относить занятия, которые проводятся в более свободном режиме (не обязательно по расписанию и не всегда в строгие временные рамки) и имеющие более узкую направленность решаемых задач. В школе это могут быть секции по виду спорта, все физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, подвижные игры на переменах и физкультурные занятия в группе продленного дня.

Под организационным обеспечением урока понимают: 1) организацию общего порядка учебной деятельности; 2) управление занимающимися; 3) организацию материально-технических условий занятия; 4) организацию работы помощников.

Организация общего порядка учебной деятельности осуществляется в 4-х организационно-методических формах: 1) Фронтальная (общегрупповая) организация деятельности занимающихся; Ее варианты: одновременное выполнение задания всеми; попеременное выполнение (в парах по очереди); посменное ("волнами" по несколько человек); поточное (один за другим); 2) Звеньевая организация (у каждой группы свое задание); 3) Индивидуальная организация: у каждого свое задание; у всех одно задание, но различный темп выполнения; 4) Круговая организация.

Способы управления учащимися: команды, распоряжения, указания, подсчет, зрительные и звуковые условные сигналы.

15. Технология планирования процесса ФВ.

Планирование - это процесс определения будущего состояния объекта и выбора соответствующих средств и методов. Предметом планирования в физическом воспитании являются действия преподавателя и занимающихся, специфическими объектами являются: цель и задачи процесса школьного физического воспитания; состав, порядок и способы использования средств; величина и направленность нагрузок; формы занятий и способы организации и проведения занятий по физической культуре.

Планирование процесса физического воспитания,, базируется на принципах дидактики и системы физвоспитания с учетом условий деятельности и осуществляется в несколько этапов. Этап первый - изучение программы и занимающихся. Этап второй - определение цели, постановка конкретных задач и сроков их решения. Этап третий - направлен на подбор средств, методов и величины нагрузки, а также методов педагогического контроля. Этап четвертый - определение рациональной последовательности использования средств и методов.

К основным документам планирования процесса школьного физического воспитания относятся: 1) план-график прохождения учебного материала по физической культуре на год; 2) план-график прохождения учебного материала на четверть (I,II,III,IV); 3) конспекты или планы-конспекты уроков по физической культуре; 4) индивидуальный план работы учителя физической культуры; 5) план физкультурно-оздоровительной работы школы на учебный год.

По форме они могут быть составлены: текстовым способом (конспект урока), графическим (годовой-сетевой график), математическим (распределение нагрузок в течение учебного года). Виды планирования: перспективное (годовое или на несколько лет), текущее (четвертное); оперативное (конспект).

При планировании учебного материала необходимо учитывать: 1) требования нормативных документов Министерства общего и профессионального образования РФ. 2) особенности климатогеографических условий региона; 3) особенности подготовленности учащихся и оснащенности учебно-материальной базы; наличие дополнительных площадок; 4) особенности распределения учебного материала по другим образовательным областям Базисного учебного плана; 5) особенности организации внеклассных и внешкольных физкультурно-спортивных мероприятий.

Основными документами планирования учебного материала программы «Физическая культура» являются: 1)План распределения учебного материала по годам обучения.

Целью разработки такого плана является достижение преемственности учебного материала по годам обучения школьников на соответствующем этапе школьного образования, а также его согласование с учебным материалом других дисциплин.

2) План распределения учебного материала на учебный год целью этого плана является распределение учебного материала в течение соответствующего учебного года. Он также характеризуется горизонтально-вертикальным планированием. Это сетевой план-график, где по горизонтали - учебные четверти с указанием фактического объема учебного времени в четвертях, а по вертикали логика прохождения программного материала соответствующих разделов, подразделов и тем.

3) Рабочий план на четверть целью этого плана является разработка педагогических задач для каждой учебной темы и последующее распределение этих задач по урокам в соответствующей учебной четверти.

Основой этого плана является горизонтальное (временное) планирование', где необходимо обеспечить преемственность прохождения учебного материала во времени, от урока к уроку. Разрабатывается в два этапа. На предварительном этапе, согласно отбираются учебные темы, запланированные на конкретную четверть, и для каждой темы формулируются задачи (темы и задачи располагаются вертикально). На втором этапе - оформляется план. По горизонтали - уроки, а по вертикали -напротив темы учебные задачи. 4) План - конспект урочного занятия целью этого плана является разработка методики решения учебных задач урока, определение оптимального состава средств, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности и логике эффективное» качественное проведение урока. Основой разработай данного плана является вертикальная (пространственное) планирование которое позволяет создать целостную пространственную структуру урочного занятия. План - конспект разрабатывается в два этапа. На I этапе (предварительный ) - ф ормулируются задачи и подбираются средства, методы и формы организации учебной деятельности, т.е. разрабатывается методика.

На II этапе оформляется сам конспект с учетом условий, в которых будет проводится урок. 5) План физкультурно-оздоровительной работы школы.

1. Учебная работа:. 2. Физкультурно-оздоровительная работа.3.Спортивно-массовая работа 4.Организационная работа 5. Агитационно-пропагандистская работа: 6. хозяйственная работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow