double arrow

Особенности внимания слепых


Всматриваясь, вслушиваясь, напряженно обдумывая или при­поминая что-либо, человек внешне выражает состояние внимания мимикой и пантомимикой — выразительными движениями лица и тела. Выразительные движения формируются на основе зрительно­го восприятия и подражательной деятельности и зависят от того, насколько отчетливо и осмысленно они воспринимаются ребенком от взрослых. При наиболее глубоких нарушениях зрения визуаль­ное восприятие выразительных движений взрослых затрудняется или становится невозможным, вследствие чего полностью или час­тично исчезает потребность в подражании. То, что выразительные движения есть результат подражательной деятельности, хорошо ил­люстрируется отсутствием или слабым развитием мимики у нор­мально видящих детей, воспитанных слепыми родителями.

При тотальной слепоте типичные для состояния внимания по­зы и сокращения мышц липа — нахмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, поворот к объекту, на который нап­равлено внимание, и т.п. — отсутствуют или проявляются в очень ослабленном виде. Для слепого в состоянии внимания характерцы маскообразное выражение лица и такое фиксированное положение головы и тела, которое способствует наиболее отчетливому слухо­вому восприятию. Например, часто можно наблюдать, как слепые, вслушиваясь в чью-либо речь, поворачиваются к говорящему вполоборота.




В тифлопсихологии известны многочисленные, но неудачные попытки обучения слепых мимическому выражению внимания Однако элементарные проявления сосредоточения внимания, нап­ример поворот головы в сторону говорящего, легко усваиваются слепыми и должны у них формироваться в процессе воспитания и обучения.

Внимание не имеет собственного содержания и проявляется внутри различных психических процессов. Отсутствие зрения, обусловливая при известных условиях компенсаторное развитие слухо­вого и осязательного восприятия, соответственно требует развития слухового и осязательного внимания. Однако вопрос о преоблада­нии того или иного типа внимания не может быть решен одно­значно, так как их развитие как у слепых, так и у нормально ви­дящих зависит не только и даже не столько от состояния анализа­торов и уровни чувствительности, сколько от характера деятельнос­ти индивида. Например, при ориентации слепых в большом прост­ранстве внимание проявляется преимущественно внутри слухового восприятия, а при предметопознавательной деятельности — в осязании. Поэтому имеющие место в тифлопсихологии попытки оха­рактеризовать внимание слепых как акустическое несостоятельны и порочны в своей основе, так как нацеливают процесс обучения на применение исключительно вербальных (словесных) методов.



Внимание характеризуется рядом свойств (объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость и т.д.), проявление и раз­витие которых у слепых имеют некоторые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие ограничивает разнообразие впе­чатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости Внимания; скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наб­людается между качеством восприятия и объемом внимания.

Специфичным для слепых является также значение некоторых свойств внимания для деятельности. Так, при ориентировке в большом пространстве необходима хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, широко представленная в аналогичных процессах у зрячих, для слепых попросту вредна. Дей­ствительно, выпадение зрительных ощущений может быть компен­сировано только при условии рецепции всех остальных раздражи­телей, сосредоточение же сознания только на каком-либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в результате чего снижается точность ориентировки.

В заключение следует заметить, что слепота вносит некоторые специфические особенности в развитие и проявление внимания. Однако в целом развитие внимания слепых подчиняется тем же за кономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определенным психическим процес­сом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретенных волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, от активно­сти человека. По этой же причине воспитание внимания и формирование внимательности как свойства личности у детей с дефекта­ми зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе.









Сейчас читают про: