double arrow

Сымон Будный, Василь Тяпинский — последователи Ф. Скорины

СБ – бел-й просветитель, гуманист, фмлософ, историк, поэт, последователь книгоилд-й деят-ти ФС. Род-ся в 1530-е гг. в Польше в дер-не Буды в семье мелкогошляхтича. В 1544 поступил в Краковский ун-т, ф-т свободных ис-в. М.б. обучался на теологическом ф-те Базельского ун-та. Чел-к выс-й к-ры, энциклопедист своего времени. Блестящий диспутант. Владел старобел-м, польским, нем-м, итал-м, чешским, лат-м, древнеевр-м. С 1558-1560 жил в Вильне. Репод-ль в протестан-й школе. Проповедничская деят-ть. В 1560 проповедник в Клецке. В Несвиже с старостой Матвеем Ковечинским и проповедником Лаврентием Крышковским при финанс-й поддержке НикРадивЧорного создал т-ю, при кот-й была бумажная мастерская – паперня. Здесь 10 июня 1562 вышла 1 на тер-и соврем-й Б к-а на бел-м (старобел) – “Катехизис”, гл. труд СБ. Тит-й лист, украш-й заставкой арабеского хар-ра (арабески – вид сложного орнамента, сост-го из геом-х фигур и стилиов-х листьев, цветов). Далее – посвящение Радивилам. Предисловие с указанием, на кого расчитана: ко всем благоверным христианам языка русского. Написана в форме вопросов и ответов и состоит из 4 частей: 1)о 10 заповедях, 2)о символе веры, 3)о молитве господу, 4)о таинствах. При выпуске к-и чувствуется влияние Скорины, СБ, как и он, в предисловии использ-т формулу, что цель изд-я – Богу ко чти и простым людям на пользу. Шрифты похожи. Используется двукрасочность.

В 1562 2 к-а СБ на бел-м “Об оправдании грешного чел-ка перед богом”. Не сохран. В 1572 в Заславле СБ издает Библию со своим предисл. В 1573 переезжает в Лоск (ок Воложина), где т-я крайчего ВКЛ Яна Кишки. По его предложению СБ возглавлял т-ю почти 10 лет, печатая свои пр-я. Именно здесь в 1574 издал Новый завет библии с предисловием, коммент-ми, замечаниями. Из предисловия следует – в переводе использовал Скорин-ю Библию. Тут выступил первым в мире радикальным рационалистическим критиком евонгельских к-г. Развенчивает катол-ю церковь и критикует ксендзов. Продолжает развивать Скорин-е идеи равенства и братства славянских народов в союзе с народами Прибалтики. Вслед за Скориной призывает уважать родной яз. Последнее печ-е пр-е СБ вышло в 1589. Это новая редакция Нового завета, предисл-е к кот-му было написано в Бресте в 1588.Известно, что СБ участвовал в диспуте с иезуитами в Полоцке. Последнее время жил в Вишневе. Умер 13.01.1593.

Василий Тяпинский. Писатель, гуманист, книгоизд-ль, послед-ль Скорины. Родился в 1530гг на полоцких землях – в поместье Цяпино в семье мелкого шляхтича Николая Амельяновича. Имел универ-е образование. Военный. Издат-ю деят-ть вероятно начал в родовом поместье (теперь Чашникский район Вит обл), где основал т-ю, в кот-й издал около 1580 переведенное им на бел-й Евангелие. Сохран-сь 2 экз: в Гос-й пупличной библиотеке им. Салтыкова-щедрина в СПб, один а Архангельском музее. К-а напеч-на в 2 столбика – на старослав-м и бел-м, с многими глоссами – толкованиями непонятных слов или места в рук-си, сделанное на полях переписчиком или комментатором, ссылками на лит-е источники. Украшено разными инициалами, наборным орнаментом. Несомненна стилизация под виленские издания Скорины. Напеч-но в 1 краску. Заставок, концовок, гравюр нет.

Ценность имеет предисловие. Оно сохранилось в рук-си и пр.с. лит-й паматник. В нем автор критикует духовенство, политику ополячивания и окатоличивания бел-го народа.

Наметич целую программу, рассчитанную на подъем нац-й к-ры, укрепление позиций бел-го языка. Считал необх-м преобразовать с-му школьного образ-я, сделать ее доступной. ВТ защищает культ-е достижения славян, отмечает, что их предки с давних пор имели свое письмо и своих ученых. Сам с гордостью наз-л себя русином.

В своем предисловии дает ссылку на еще одно свое изд-е – “Катехизис”. Но его судьба библиографам неизвестна. Умер ВТ приблизительно в 1603г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: