Целевое назначение и социальные функции изданий для детей. Особенности чит адреса

Контингент читателей ДЛ представлен с-мой их групп. Специфика чит. аудитории обуславливается 2 факторами:

— своеобразием восприятия детьми книги.

— особенностями влияния книги на юных чит-лей.

Детство — время активн. познания детьми окруж. мира, формир-я его физ. кач-в, интеллект. облика. По мере накопления знаний и навыков развив. природные кач-ва ребенка, созд-ся предпосылки д\его дух. роста. До опред. возраста дети восприн-т содерж-е к-и как реальн. жизнь. Герои и образы способ-т формир-ю личност. кач-в.

Соврем. педагогика предлагает след. стр-ру соц. развития детей, кот. учитывает в т. ч. и его отношение к к-е:

1-3 года — собственно младенчество —. С 2-3 лет реб-к листает к-у, отыскивает знакомые картинки, делает вид, что читает. Само чтение, как явление, становится знакомым реб-ку оч. рано.

3-6 г. — раннее детство. Счит-ся: к 7 годам завершается развитие психо-физиолог. кач-в реб-ка, кот. делают его готовым к системат. учебному труду. Отмеч-ся нравств.-волевая готовность реб-ка к учеб. занятиям. Именно эта чит. аудитория нуждается в к-х, кот. раскрывают окруж. мир, показывают связи м\у частным и общим, развлекают и учат. В эт. возрасте дети особенно любопытны. Детям эт. возраста нравятся короткие рассказы, стихи, а пословицы и четверостишия м. даже сост-ть основу буд. к-и.

7-9 лет — собственно детство — развитие реб-ка обеспечивает ему готовность к системат. учеб. труду. Реб-к впервые открывает для себя учеб. к-у. К концу эт. периода развивается навык самост. чтения. У него еще сравнительно небольш. словарн. запас, поэт. необх. расширение словарного запаса реб-ка. У реб-ка нач-т формир-ся дух. мир с оценочными категориями.

9-11 лет — зрелое детство (предподростковый период) — развивается познават. и обществ. активность реб-ка, появляется интерес к истории. Худ. лит. юные чит-ли восприн-т как живую реальную действительность.

11-15 — отроческий период (подростковый):

— 11 лет — переходный от младшего школьного к подростковому

— 12-13 лет — собственно подростковый

— 14 лет — переход от подросткового к юношескому

В 12-13 лет у школьников развив-ся самосознание, стремление к самооценке, к выявлению собств. значимости, они размышляют о дружбе, любви, счастье. Отсюда интерес к жизни и деят-ть известн. исторических деятелей.

14 лет — стремление к поиску нравственного идеала. Чел-к постепенно из наблюдателя жизни превращ. в ее активн. уч-ка. Подростк. период — качественно новый этап в становлении чел-ка. Ребят отличает стремление к самост. мышлению, их раздумья связаны с будущим, с выбором профессии. Охотнее всего они читают приключения, воен., героич. лит-ру. К 14 г. нач-т резко различаться интересы мальчиков и девочек.

15-18 лет — юношеский — заканчивается психич. и физич. созревание личности, формир-ся готовность к общественно полезному труду. Интересы в чтении приобрет. индивид. окраску. Заканчивается становление реб-ка как чит-ля. Размыв-ся границы м\у дет., юношеским, взрослым чтением. Круг чтения расширяется. Выбор к-г осознан, неслучаен, возникает потребность в самосовершенствовании, и чтение становится одним из способов целенаправленного формирования базы знаний. Поэт. в круг чтения включ. справочная лит-ра. Чит-ль кажд. возрастной категории развив-ся в соотв-и с общественной обстановкой, и ред-р обязан постоянно изучать своего чит-ля. в реальной издат. практике сложились более крупные возрастные группы чит-лей: дошкольный (3-7 лет); мл. школьный (7-11); ср. школьный (11-15); ст. школьный (15-18).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: