Структура текста. Работе редактора по его усовершенствованию

Наиболее близко к проблемам редактирования представляется позиция М. Д. Феллера.

Исходя из положения, что основное соотношение структуры многомерно и формируется из взаимодействия материала; сознания автора, осмысливающего и обрабатывающего его; интересов и других особенностей восприятия читателя, — ученый высказывает предположение: сама структура образуется несколькими составляющими. Анализируя структуру многих текстов в системе автор — произведение — редактор — читатель, Феллер М. Д. пришел к заключению, что основными ее составляющими являются: информационная, психологическая, логическая, эстетическая.

Информационную составляющую определяют отобранный автором материал, факты, объективные отношения между ними, а также их необходимость и достаточность для достижения цели произведения. Без такой составляющей или при слабости ее произведение за редкими исключениями не пригодно для употребления. В то же время информационная составляющая может, даже при наличии фактов и часто при изобилии их, распасться.

Логическая составляющая чаще всего связывает воедино информацию, выстраивает ее в произведение. Она проявляется в анализе — (разложении, делении описываемого) и синтезе (обобщении) материала — подведении читателя к окончательному выводу, идее. Логическая составляющая делит, развертывает главное соотношение структуры. Она проступает в рубрикации произведения — делении его текста на части на одном логическом основании, которое обычно, хотя и не полностью, отражается в содержании.

Восприятие произведения практически невозможно или будет очень поверхностным без активного отношения читателя к нему, без творческого его обдумывания. Такое отношение поддерживается психологической составляющей структуры. Она привлекает внимание читателя, поддерживает интерес, активизирует мышление; постоянно наталкивает думающего читателя на новые и новые вопросы, снимает его предубеждения, формирует оценку описываемого. Конечно, элементы психологической составляющей, как правило, содержат сведения о фактах и подчинены обычно законам логики, но главное в них — эмоциональная, ассоциативная связь.

Немалое значение имеет эстетическая составляющая структуры произведения, возникающая в результате интуитивной оценки читателем целесообразности построения. Наше восприятие оценивает разумность соотношения содержания и затраченной на него формы: пропорциональность его частей, органичность, гармонию, ритм, соразмерности разного рода.

Конечно, в зависимости от целей произведения меняются значения в нем той или иной составляющей. Часто автор, создавая произведение, а редактор, обрабатывая его, думают только о том, чтобы сообщить новую информацию. Однако эффективно работать произведение будет только тогда, когда учтено и то, на основе какого материала и как сможет обдумывать его читатель, и какие чувства он будет испытывать при чтении, и, наконец, как он оценит целесообразность конструктивного решения автора.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: