Если автор имеет возможность приехать в издательство, редактор не пересылает ему рецензию и заключение, а приглашает на беседу. И с случае, если редактор готовится вынести суровый приговор, он должен подумать, как будет вести беседу. Верно выбранный, благожелательный тон поможет обоим: редактору — сказать правду, автору — услышать и понять доводы редактора. Если же речь будет идти о доработке рукописи, тон беседы так же важен. Когда он задан правильно, исчезает напряженность и возникает заинтересованность, творческий контакт. Важно уметь вести диалог, внимательно выслушивать ответы собеседника. Обязательное требование к предварительной критике — полная правдивость и обоснованность. Автор и редактор творят вместе. Каждый поворот темы, каждая фраза, слово, найденные в творческом содружестве, дороги и автору и редактору. Но даже гениальный редактор не сможет написать за автора книгу. Зато он может увлечь автора, побудить его делать свое дело лучше. Значит редактор д.б. неплохим психологом. При оценке рукописи редактору м.б. полезна систематизация авторов по их отношению к редакторской правке. Здесь возможны 2 психологические крайности: первые признают высшим судьей своего творения лишь себя и с предубеждением относятся к чье-либо оценке; вторые отказывают себе в праве судить свое произведение, испытывают потребность в советах и оценках редакционного хар-ра. В первом случае, если нет взаимопонимания с автором, возникает конфликт. Во втором необходимо сдерживать свою напористость (у автора может возникнуть творческий кризис из-за того, что произведение, как ему кажется, испорчено редактором, и он не смог предотвратить этого). Таких авторов следует побуждать к спору, задавая в нужные моменты вопросы: «Верно?», «Я не ошибаюсь?», «Вы согласны?»
Во взаимоотношениях с автором необходимо придерживаться этический норм. Взаимоотношения редактора и автора деловые. Важное качество редактора-умение быть хозяином ситуации и задавать нужный тон беседе. Чтобы автор видел, как тщательно редактор следит за соблюдением его права, как заинтересованно трудится над подготовкой издания. Но в работе между Р. и А. должно сохраняться расстояние.
Недопустимо опускаться до взаимных упреков и обвинений. На любое несогласие автора с редакторской правкой, если оно беспочвенно, следует отвечать несокрушимой аргументацией, подтвержденной авторитетными источниками. Несогласие нужно предусмотреть и подготовиться. Если доводы не убедили автора, придется подыскать новые, предложить компромиссное решение. Нужно помнить об авторском праве и твердо усвоить: любая редакторская правка-это лишь предложение; настоящим правом что-либо менять обладает только автор.
Редактор не имеет права разлюбить рукопись. Он не должен браться за работу с раздражением, сколько бы ему раз не приходилось к ней обращаться. Что делать, если автор не соглашается с редактором, когда тот считает, что действовал правильно. Ведь и автор может ошибаться. Путь 1-пытаться убедить автора в своей правоте. Подумать, почему, а втор так противится правке. Подвергнуть придирчивой критике свои предложения и при малейших сомнениях отказаться от них. В то же время следует внушить автору мысль: его неправильно поняли — значит, он сказал неправильно, нужно попробовать по-другому. Если твердое убеждение у редактора осталось, надо попытаться, не настаивая на своей правке, доказать, что в тексте изъян и попросить исправить. Не помогло? Выход один — отказаться от рукописи.
Осознавая свою роль, как служение чужому творчеству, редактор не должен превращаться в няньку. Направить, поддержать, помочь — но и быть строгим, взыскательным, требовательным