Прежде всего, поприветствуйте участников, представьтесь и предложите участникам познакомиться, возможно (если группа не слишком велика), они представят и свои ожидания от семинара. После этого представьте цели семинара, план и предложите правила работы. Правила устанавливаются ведущими и связаны с поведением участников. Например: правило поднятой руки – возникает вопрос, поднимаем руку; правило не позволения критики мнений участников и пр. Получите от участников обратную связь, согласны ли они с правилами. Хорошо, если в начале семинара ожидания участников будут зафиксированы на демонстрационных листах. Можно привлечь к фиксации ожиданий добровольца/цев из числа участников.
Основные правила работы с аудиторией [3].
Структура и порядок ведения хорошего семинара:
Во-первых, поставьте перед участниками группы задачу, требующую осуществления определенных ДЕЙСТВИЙ – проблема, сценарий, решение, ситуация, и т.д. из реального мира, которая обусловливает необходимость проведения настоящего занятия.
|
|
Затем проинформируйте участников, причем, сделайте это, организовав ОБСУЖДЕНИЕ любого вида – хорошо проиллюстрированная интерактивная небольшая лекция, демонстрация и/или групповая презентация.
Наконец, вовлеките участников в практическое ПРИМЕНЕНИЕ того, о чем они узнали, к одной или нескольким проблемам, решениям, ситуациям, подборкам фактов и т.д. из реального мира.
При проведении настоящего семинара, важно, чтобы ведущие ориентировались в информационном поле добровольчества, были готовы к вопросам аудитории, верили в добровольчество и воодушевляли аудиторию, придавая ей уверенности.
1-ДЕЙСТВИЯ (полезные сведения):
· Как правило, основываются на деятельности, ведущей к появлению ответной реакции, за которой часто следует или которая включает в себя работу и обсуждение в небольших группах.
· Привлекают внимание, вызывают интерес к проблеме, игре, упражнению по принятию решений, игре с распределенными ролями и т.д.
· Не являются лекцией, не основываются исключительно на выступлении тренера.
2-ОБСУЖДЕНИЕ (полезные сведения):
· Визуально хорошо проиллюстрировано и кратко. Когда используется лекция, ее продолжительность, как правило, не превышает 20 минут без перехода к другому виду деятельности. Лекция не является необходимой для ОБСУЖДЕНИЯ.
· Выделяется информация, которая действительно имеет отношение к реальным профессиональным запросам участников.
3-ПРИМЕНЕНИЕ (полезные сведения):
· Должно дать возможность участникам показать, что они могут активно применять полученные знания/опыт, информацию в отношении проблем или решений из реального мира, с которыми будут сталкиваться.
· Должно иметь непосредственное отношение к заявленным в этой части целям.
· Может включать возможность работы в небольших группах, разрешать участникам учить и помогать друг другу.
· Может включать в себя проект, новую проблему, «капустник», игру с распределенными ролями и т.д.
· Ответы/решения упражнений и игр должны рассматриваться таким образом, чтобы ведущий осознал, как обстоят дела у каждого участника.