Превращение познавательных процессов из непосредственных в опосредствованные и из непроизвольных в произвольно регулируемые. Восприятие в младшем школьном возрасте. Внимание младшего школьника. Развитие памяти в течение первых лет обучения в школе. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших школьников.
Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью ребёнок занят в школе и дома: учение, общение, игра и труд.
Сенсорное развитие. Сенсорные процессы (ощущение) на протяжении возраста значительно совершенствуются: повышается, прежде всего, тонкость и точность работы всех органов чувств. Особое влияние на развитие органов чувств оказывает обучение чтению и письму, в ходе которого дети научаются тонко различать звуки речи и приобретают умения координировать мелкие движения кисти руки.
|
|
Характерной особенностью сенсорной сферы младших школьников является быстрое развитие способности к различению высоты звуков. Именно сейчас происходит формирование звуковысотного слуха.
Значительный прогресс наблюдается в развитии восприятия: увеличивается его объём. Это связано, в частности, с развитием такого вида деятельности как наблюдения, благодаря чему восприятие становится более управляемым и целенаправленным.
Следующими особенностями восприятия и ощущений младшего школьника является их поверхностность, слабая дифференцированность.
У младших школьников также наблюдается неточность восприятия сходных объектов. Имеются особенности и в восприятии формы предметов и пространственно-временных отношений. Восприятие пространственно-временных отношений ещё не совершенно
Развитие внимания. Хотя в дошкольном возрасте произвольное внимание и формируется, но всё же даже и в младшем школьном возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным.
Развитие памяти. К моменту прихода ребёнка в школу у него память развита довольно хорошо. Однако, как и в остальных процессах, на первых порах непроизвольное запоминание преобладает.
Развитие мышления. За первые 3-4 года обучения в школе прогресс в умственном развитии детей довольно заметен. От доминирования наглядно-действенного и элементарного наглядно-образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается на словесно-логический уровень мышления, на уровень конкретных понятий.
|
|
Теоретическое мышление, которое, в соответствии с теорией В.В. Давыдова, включает в себя:
● содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий;
● содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей;
● содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы;
● содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи;
● содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.