-Познавательные, эвристические.
-Прогностические (модели будущего).
-Прагматические (модели желаемого, заданного состояния).
Моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три вида моделей и их функции (эвристическую, прогностическую, прагматическую).
Качество моделирования зависит от:
-цели моделирования; способа моделирования; объекта; имеющейся информации; владения методикой; уровня компетентности исследователя.
1.4. Цели моделирования.
-Отобразить состояние проблемы на данный момент.
-Выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы противоречий».
-Определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие.
-Активизировать деятельность государственных и общественных организаций, органов местного самоуправления (муниципалитетов) в поиске оптимальных вариантов разрешения социальных проблем.
1.5. Принципы процесса разработки моделей:
-компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели;
|
|
-баланс точностей; достаточное разнообразие элементов модели; наглядность модели; блочное представление модели.
Моделирование применяется тогда, когда сам объект исследования в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его составных частей не может исследоваться непосредственно.
Оценка моделей. В качестве главных критериев выступают:
-новизна отражения объекта исследования (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);
-распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и др.);
-уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм и др.).
Не забудьте о примерах по каждой части ответа!
Проектирование социально-педагогической деятельности