Система СМИ. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка

Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. Современная система журналистики состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ, интернет.

В современной социологии по отношению к СМИ используется термин «средства массовой коммуникации», более точно отражающий характер масс-медиа. С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т.д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придает, масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации». Первопроходцами в поле изучения масс-медиа считают социологов Пола Лазарсфельда и Роберта Мертона.

Термин «массовые коммуникации» мог появиться только в информационном обществе. Изменение общества предполагает и изменение методов обмена информацией. Его структура предполагает глобализацию и быстрый доступ к информации. Информация превращается в силу, а национальные границы легко преодолеваются с помощью радио, телевидения и интернета. Основной особенностью сетевых СМИ является их интертекстуальность. Этот термин ввела в 1967 году теоретик постструктурализма Юлия Кристева для обозначения общего свойства текстов, имеющих связи между собой. Благодаря этим связям тексты или их части могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Значительно возросшая в информационном обществе доступность произведений искусства и массовое образование, развитие средств массовой коммуникации и распространение массовой культуры привели к очень сильной семиотизации, знаковости, человеческой жизни, и интернет в большей степени отражает это. Ощущение того, что все уже сказано, приводит к тому, что если уж в культуре удастся придумать что-то новое, то для самого утверждения новизны необходимо сопоставить новое содержание с тем, что уже было сказано. Если же претензии на новизну нет, то использование для выражения некоторого содержания уже имеющейся формы сплошь и рядом становится престижным указанием на знакомство автора текста с культурно-семиотическим наследием, с «сокровищами семиосферы». В России интертекстуальность преломилась по-своему. В 1990 годах интертекстуальные ссылки, зачастую весьма фривольного характера, стали распространенным приемом построения заголовков газетных и журнальных статей в довольно широком круге изданий, прежде всего тех, которые – при немалых идеологических различиях – подчеркивают свой разрыв с традициями советской журналистики. Это позволило заявить свою культурную, социальную, политическую и эстетическую позицию и нацелить издание на определенную аудиторию, способную все эти ссылки распознать, дискредитировать прошлые ценностей и утвердить альтернативные, к числу которых относятся, например, умение играть с формой текста.

В современную компьютерную эпоху актуальной оказывается также проблема соотношения понятий «интертекст» и «гипертекст». Термин «гипертекст» появился почти одновременно с термином «интертекстуальность». Как понятие его ввели Т.Нельсон и Д.Энгельгардт в 1967. Под «гипертекстом» стали понимать текст, фрагменты которого снабжены определенной системой выявленных связей с другими текстами и предлагают читателю различные «пути» прочтения. Таким образом, каждый текст оказывается включенным во всю систему созданных до него или параллельно с ним текстов, приобретает визуальное многомерное представление и становится «мультисеквенциальным», т.е. читается в любой последовательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: