Особенности александрийского стиля эллинистической поэзии. Каллимах и Феокрит

Александрийский стиль:

1) борьба литерат. направл. за форму (поэзия малых форм: элегия, эпиграмма, эпилии (малый эпос), письма, беседа); эпос уходит на второй план

2) тематика ((внутренний мир человека, его психология)

3) усталость, страх мегаполиса (желание спрятаться в выдуманном мире деревни (идиллии Феокрита))

4) изменен. трактовок мифов, формальн. отношен. к религии (гимны Калл.)

5) учёный стиль + народная форма

учёный стиль - научные термины - намеки, отсылки - новые сюжеты - показные знания («Аргонавтика») - внимание к форме (акростихи, стихи в форме предметов народная форма - пословицы - поговорки - предания - астрология, гадания, предзнам. - обряды, праздники (идиллии Ф.) - этимология

5) отрицательное отношение к Гомеровскому эпосу не мешало александр. поэтам использ. его эпитеты

6) бытовые взаимоотношения (новая бытовая комедия, любовь, эпиграмма)

Каллимах (310-240), родился в Кирнах, юность провел в скитаниях.

Оказался во дворце Птолемея 2. Получил должность руководит. александр. библ.. Составил первую энциклоп. по литературе. Был очень авторитетен, участвовал в формир. александр. стиля. Создал поэтич. школу.

Написал много хвалебных стихов царю. Идеолог малых форм. ("Большая книга подобна большому злу! ")

«Локон Береники»: жена царя и воина ждёт мужа с войны и молится; первое появление звёздн. мифологии.

Изобрёл эпилий (малый эпос): малый объём, сужение тематики.

Эпилий «Гекала» Сюжет: ночевка Тезея (Афинский герой) у Гекалы по дороге к калидонскому вепрю (происхожд. праздника Гекалесий).

«Этиа» («Причины») – элегическая поэма в 4 книгах, редкие мифологич. истории, объясняющие происхожд. обрядов, праздников, обычаев, культов.

Эпиграммы – прославление Птолемея и его окружения.

Сборник гимнов в форме элегий (домашн. и бытов.; снижение образа богов: «Гимн Артемиде»: на коленях у Зевса, не хочет спать); политич. проблемат.

Гомер Торжественность Главное – эпитеты, атрибутика Недосказанность, в основном – воспевание силы, благодеяний «К Зевсу» - как громовержец, владыка, нет аналогий с людьми, возвышенность тона. «К Артемиде» - гео. названия – как святилища, а не толкование Каллимах Не имеют отношен. к религии и культам, либо политич. («К Зевсу»), либо светск. («К Артемиде») хар-р, но миф. каноны «К Зевсу» - сначала ирония - неизвестн. родины, объяснен происх. назв. («пуповый дол») - серьёзность при аналогии с царями (Птолемеем). «Намного других царей превосходит он» «К Артемиде» - светская домашн. обстановка, маленькая Артемида просит Зевса дать ей спутниц Океанид и охотн. снаряжен.. Обилие мифов – обяснение назв., замена одних понятий другими («пеласгиды» = «аргивяки», «апиданы» = «критяне»). Ирон. отношен. к богам (Гермес, вымаз. сажей, Гера = тёща).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: