double arrow

Мелкий комический жанр

«Мимиямбы» Геро(н)да (3 в. до н. э.) – найдены на егип. папирусе в 1889 г. Мимиямбы — маленькие бытовые сценки с двумя-тремя действующими лицами, близкие к мимам; пародия на героев трагедии

- изображение обыденной действительности (как сценки Феокрита)

- уклон в сторону натурализма

- заурядные люди

Пример: «Сваха» Старуха Гиллида намекает Метрихе, что муж ее забыл о ней в полном соблазнов Египте, и предлагает нового молодого человека. Метриха обвиняет старуху в распутстве и тупости и велит рабыне поднести ей вина покрепче и смеётся над ней.

- пародия на патетику трагедии

- простая разговорная речь

- ионийский диалект с примесью языка аттической драмы.
37. Греко-римский период – периодизация, появление новых жанров.

30 г. до н. э. - падение независимости эллинистического Египта

Греция теряет свою независимость и становится провинцией Рима (Ахайя). Конец периода – прекращение существования Римской Империи и всего античного мира. Ничего оригинального не создается, только подражание. Лирика и драма увядают.

1) Мода на греческое: риторы, актеры, философия, язык

2) Сатирический рассказ и диалог (Лукиан)

3) Развитие риторики (вторая и третья софистики)

4) Эпистолярный жанр

5) Малое количество сатирич. произведений

6) Много эпосов подражательного характера

7) Развитие любовного романа (лучшие образцы)

8) Историч. биографии

9) Огромное количество комментариев, хрестоматий, словарей, научно-популярн. литературы

10) Аттицизм – риторич.течение, зародивш.в первой четв. 1 в. до н. э., использ. выраж. и фразы, характерные для афинского наречия (в противовес разгов. форме греч. языка). Получило распространение в различных регионах в период эллинистич. Греции. Аттицизм рассмтривался как возвращение от вычурного эллинистич. стиля, от искусства софистов к классич. строю. За идеал были взяты речи десяти аттических ораторов.

3 периода греко-римской литературы (1 в. до н.э. - 5 век):

1. сер. 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. – расцвет научно-популярной лит-ры, история, география, философия (Плутарх)

2.1-3 вв. – снижение кол-ва научной литерат., интерес к изучению языка (грамматические сочинения), литературной форме, большое кол-во комментариев, энциклопед. занимат. характера, литературное письмо, мотив скрытия от города в деревне, вторая софистика.

Лукиан. Гелиодор. Лонг.

3. 4-5 века – границы античности и средневековья.

- лит-ра христианской догматики (третья софистика)

- неоплатонизм - идеалистическое направление античной философии 3-4 вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений

- узкие научные сочинения
38. Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Морали» и «Сравнительные жизнеописания» Плутарха.

Плутарх (45-120гг) – родом из беотийского г. Херонеи, получил образование в Афинах. Много путешествовал. Считал себя великим философом. Был поклонником старины. Под старость получил жреческую должность в Дельфах.

Сочинения:

1) Морали

2) Сравнительные жизнеописания

Моралии:

- Общие сочинения (что такое счастье, добродетель)

- Сочин. на политическую тематику (наставления, трактак о монархии, демократии, олигархии)

- Философские сочин. (этика стоицизма, эпикура)

- Сочин. о религии (египет. мистерии, дельф. диалог об Изиде и Осирисе)

- «О музыке» (музыка, на которую создавалась ранняя греч. лирика)

- Комментарии к Гомеру, Гесиоду

- Сравнение Аристофана с Менандром (древняя и новая комедия)

- О злонравии Геродота (критическое отношение к разным типам власти, критика восточной религии)

- Застольные юеседы и пир семи мудрецов (подражание Платону)

- Историко-авантюрные вопросы

Сравнительные жизнеописания. 50 биографий исторических деятелей Греции и Рима в паре. Первый – из Греции, второй – из Рима

- Важна не деятельность, а похожие типы характеров, судьбы. Оценивает героев с морально-этической точки зрения (показ ценностей на конкретных примерах). Развитие характера. Сильная и слабая личность в основе биографии. («Солон и Поликлола». Слова Солона Крезу о Телле применимы к Поликлоле. Солон – мудрейший из людей, Поликлола – счастливейший).

- Не история, а жизнеописание. «Незначительный поступок, словцо, шутка часто лучше выявляет характер, чем кровопролитнейшие сражения…» («Александр и Цезарь)

- На первом плане истории-анекдоты (у Перикла была продолговатая и несоразмерно большая голова, Кратин назвал его головастым, у него же шутка о здании Одеоне: «Вон Зевс идет! А голова!.... – как лук! И на макушке он свой Одеон несет…»)

- Большая часть: бытовые описания, описания семьи (Перикл выдал жену за другого,женился на Аспазии, поход на Самос ради нее) афоризмы

- Нет научности, популярное изложение с упоминанием версий («Солон». Захват Саламина. 1- привлечение мегарян девушками, афиняне нападают на город, 2 – приплыл с войском на рыбачьих лодках, захватил).

- Морализирующие размышления

- Много ошибок
39. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.

Роман впитал в себя многие жанры. Термина в Греции не было, использовались разные названия. Повествование с немифологическим сюжетом.

Сюжеты:

1) Социально-политический (Евмул «Государство Солнца», Ксенофонт «Воспитание Кира»)

2) Бытовой. Получил широкое распространение, но ничего не сохранилось кроме римского подражания («Сатирикон» и «Метаморфозы»)

3) Любовно-авантюрный. История двух влюбленных, которые попадаю в сложные приключения. Конец всегда счастливый. Главный герой всегда прекрасен, поэтому к нему всегда пристают другие люди («Дафнис и Хлоя»; «Левкиппа и Клитофонт»: к Левкиппе пристает стратег,воин, Хэрэй, Сосфен и Ферсандр). Чаще всего побег на корабле, крушение, герои разлучаются, попадаю в рабство, описание суда, побег из тюрьмы. Сначала злая воля богов, потом добрая. Все это есть в «Левкиппе и Клитофонте»

- Действие в Греции, Италии и экзотика – Египет и пр.

- Пассивность героев
40. Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.

Лукиан (120-200гг н.э.) – уроженец г. Самосаты. В детстве жил у дяди, что-то разбил, бежал. Прославился как ритор и адвокат. Изучал софистику. К 40 годам бросил ее, изучал философию. К концу жизни переселился в Египет, там перешел к литературе (форма сатирического рассказа и диалога). Произведения небольшие, сохранилось 84. В основном: речей, писем, диалогов. Приписывают ряд эпиграмм.

Сатира:

Начал с пародий на риторику

- Диалог «Гермонид» - перечислил приемы риторов и показал их ложь и абсурдность.

- «Похвала мухе»

- «Учитель красноречия»

Перешел к пародиям на философов (ничтожные и завистливые):

- «Нигрин» - единственная не пародия на философа

- «Продажа жизней» (продаются представители философ. школ. Лучше всего пошел Сократ, Пифагора задешево, Диогена еле продали).

Часть относится к теме религии и мифологии

- «Александр, или лжепророк» - высмеивание образа мессии

Отдельные сочинения:

- «Анархасис» (греческий спорт»)

- Рассказ о пляске (оправдание пантомимы)

- «Как следует писать историю» и другие об истории

- «Правдивая история» (путешествие на луну)

Стиль.

- Смесь аттицизма азионизма.
41. Этапы развития греческой эпиграммы.

Эпиграмма – надпись, подпись. Некоторые припис. Гомеру и Гесиоду.

До эпохи эллинизма чаще были на предметах культа (объяснительные, посвятительные; кому посвящен храм). Надпись от лица предмета.

Раняя эпиг. за пределами лирики, легкий поэтический жанр.

- Семонид Кеосский. Посвящал Греко-персидским войнам.

В эпоху эллинизма становится одним из самыз популярных жанров. Расцвет в 3в. Появились авторы, пишущие только эпиг.

- Осклениат (любовная тематика, ирония)

- Писидипл (впервые: эпиг. Памятникам скульптуры и архитектуры. Это отталкивает его к мрачным рассуждениям)

- Леонид Торентский (быт, деревня, нищая жизнь, наполненная тяжелым трудом, мечта о смерти – покой)

В 3-2в. в эпиг. Политическая тематика

- Алкей Миссенский

2-вв:

- Мелеагр (любовные, эротические темы)

1в. – возвращение полит. Темы (Греция завоевана Римом. Тема скорби по ушедшей свободе Эллады. Прославление завоевателей и завоеванных.

1в. н.э. – тема павшего величия Греции

2в. н.э.:

- Лукилий (посвящение профессиям, пародии на типы характеров – скряга, обжора, пьяница).

4-5вв н.э.:

- Поллад (ценность жизни, изменчивость судьбы, уходящее язычество и наступление христианства).

В 1606 Клод де Сонес (Франция) в архиве по латинской библиотеке в Гейдельберге нашел сборник эпиг. «Полатинская антология». В ней 3690 греческих и римских эпиг. Главы не в хронологическом, а в тематическом порядке. На русский перевели в 19 в., впервые – Д. Дашков, большую част – Блуменау.
42. Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистика.

В эпоху орат. искусстве эпохи эллинизма сформировался азианский стиль: торжеств. формы, театральность, восхваление, обилие прилагательных.

Вторая софистика (2 – нач. 3 в.) – попытка вернуться к классич. греч. риторике через следование приц. торжеств. речей (абсурдно изначально). Риторы пользовались аттич. диалектом с примесью элементов соврем. речи (аттицизм).

- живой орат. речи в судах уже не было → развивалась в школах

- искусственность (оторванность от живой действительности)

- идейная бессодержательность

- подражательный стиль (не создали почти ничего оригинального)

Состав. публичн. выступления:

1) вступит. слово в легком стиле (эффектное описание, интересный рассказ)

2) ораторское упражнение:

- историческую фикцию (речь знаменит. чел-ка в сложной ситуации)

- исторической точности не требовалось

- возвышенные мысли и героич. чувства (идеальное прошлое)

Дион Хрисостом (40-120) из Бифинии, дошло 80 речей (проповеди, обличение культурн. и политич. жизни Греции). Рано перебрался в Рим, но был изгнан и 14 лет провел в странствиях.

- короткие речи на моральн. и художеств. темы (анализ творчества кого-л.)

- пересказы чужих произвед., переложения.

- увлекался философией (стоицизм). Диогена сравнивает с Платоном.

- много автобиографических элементов

- старался сохранить аттический стиль, но пристутсв и азианский.

- цитаты из Гомера (был его горячим почитателем)

«Олимпийская речь» - символ мудрости и справедливости.

«Троянская речь» - в основе знаменитый сюжет наоборот.

«О царской власти» - о благе пресвященной монархии.

Элий Аристид (117-189), дошло 50 речей (хвалебные). Был сыном жреца Зевса, учился риторике в Пергаме, а потом в Афинах у Герода Аттика, потом переехал в Рим. Считал себя наследником Исократа и Демосфена и подражал им. Высоко оценивал себя, но был удачным подражателем первой софистики, но не более.

- тщательнейная отделка речей

- чистое аттич. наречие,

- отсутствие подлинного чувства

- описание статуй и храмов

«Похвала Риму» - благодарн. за благодеяния, оказанные Римом провинц. городам и установл. мира (возможность наслаждаться праздничн. играми)

«Священные речения» - похвала богов.

Третья софистика (4 в.)

- уклон на религию (философские школы оставались оплотом язычества)

- обзор прошлых достижений

Гимерий (310-393) из Прусы в Вифинии, из 70 речей сохранилось 20 (посвящены прославлению педагогики и риторике, красоте слова). Преподавал риторику в Афинах. Чистый ритор без политики и религии.

- речи на вымышленные историч. темы (а если бы…?)

- торжественность и высокопарность стиля

Наиболее точна попытка вернуться к 1-ой софистике. Хорошо знал классич. литературу: большое количество цитат из Гомера, драмы и лирики (Алкей, Сапфо, Анакреонта). Был учителем некоторых христианских ораторов.

Фемистий (313-388) из Пафлагонии, дошло 30 речей (соврем., жизнь, гос-во, риторика, веротерпимость).

- яростный язычник, обругивал христианство

- снискал известность торжеств. речами на события придворной жизни

Парафразы – краткие пересказы сочинений Аристотеля

Темы – фигура ритора, оратора

Либаний (331-393) из Антиохии, дошло 64 речи. Получил образование в Афинах, проехал по всем городам проехался и осел в Риме.

- отстаивал точку зрения религиозной терпимости

- сопоставл. язычества (+) и христианства (полуварварство)

- резко выступает против уничтожения язычества («О храмах»)

- в литературе хотел возродить старину, подражал старым писателям

- особая система подготовки ораторов: в форме небольших декламаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: