Буколика

3 в. до н.э. – буколика от (от греч. bukóĺ – пастух, кот. пас быков, коров) → 1 в. н.э. – «эклога» (пастушечья сумка) → 16-17 вв. во Франции – пастораль

Идиллия (от греч. εἶδος – образ) появл. в 1 в. до н.э. в схолиях к Феокр. → в эпоху Возражд. идиллия – это 1) настроен., 2) образ жизни, 3) ландшафт.

Основал жанр буколики Феокрит (310-250). Жил при дворе, много путешествовал. Сохранилось 20 эпиграмм (в т. ч. надгробные) и 30 идиллий.

1) описание жизни чаще пастухов, рыбаков, жнецов, реже горожан

2) побег от города к деревне, идеализ. сельской жизни (не говорят о труде, о земледелии; говорят о быте (например, об одежде))

3) место – область Аркадия (стало нарицат. именем идеального пейзажа)

4) конкретн. описания (имена птиц, зверей, деревьев)

Тематика: пастухи и пастушки сочиняют любовн. стихи и устраив. поэтич. состяз. (протест против элитарного образования)

5) образ Дафниса (1), образ Полифема (11) – увалень, влюблён в Галатею

6) праздники, процессии, боги

7) как Гомер, не высказ. своё мнение, а показыв. его через детальн. описан.

8) композиция: 1 ид.: пролог (козопас и Тирсис); основн. часть (кубок + отказ от любви, смерть Дафниса = неестеств.ход, смерть природы); эпилог

Имел много подражателей и учеников (2 в. до н.э.):

Мосх из Сиракуз пародия и шутка в идилии; эпилий «Похищение Европы» (красота быка, а не Европы)

Бион Смирнский создал образ мальчика Эрота; 2 сюжета об Адонисе (плач Афродиты об Адонисе + пародия на самого себя (Афрод. – гневн. богиня)).
35. Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.

Аполлоний Родосский (295-215) родился в Александрии, ученик Каллимаха, заведовал александр. библиотекой, занимался наукой и поэзией. В поэме «Аргонавтика» попытался возродить форму больших поэм (6000 стихов) в противоречие малым жанрам александр. поэзии, что вызвало ссору с Каллимахом (первое лит. столкновение в истории) и отъезд на Родос, где автор пользовался любовью и уважением.

В поэме использован «миф о золотом руне», который был непопулярным и потому неисчерпанным сюжетом. Некоторые линии этой истории есть у Гомера в «Одиссее» (рассказ Цирцеи), у Гесиода в «Теогонии», у Пиндара в IV Пифийской оде.

Особенности сюжета:

1) морская традиция («Одиссея»)

2) Колхида как символ варварского Востока

Особенности стиля поэмы:

1) явное подражание Гомеру:

- использование эпитетов, сравнений

- гекзаметр

- сюжет: маршрут, герои (Крика, сирены, Скилла и Харибда, феакийцы), перекличка сцен (прощание Гипсипиллы – прощание Калипсо)

2) александр. поэзия и эллинистич. стиль

Эпитеты Гомера, но использ. значит. реже: море седое, быстрые стрелы, разумные речи.

У Гомера сравнения служат для описания военных сцен, а у Аполлония - нет. Большинство сравнений изобретено автором: женщины – пчелы, любовь – огонь, сердцебиение – солнечный зайчик, герои – муравьи или мухи, Арго – петляющий змей.

Мифология утратила религ. значение. Формальное отношение к богам, боги присутствуют, но уже не управляют людьми, их функция – моральная поддержка. В изображении богов на первый план выходят женские образы: Гера и Афина, сведенные к бытовому уровню (сцена в гостях у Афродиты).

Герои гомеровского типа: герой Геракл, тиран Ээт.

Сложные образы людей:

Ясон: порой нерешителен, слабый характером, леность, отстранённость, несамостоятелен Медея: сильная, страстная, целеустремлённая, намного ярче Ясона, управляет его действиями

Черты александрийского стиля

1) интеллектульные атрибуты поэтического мышления:

- редчайшие мифы (брак Ахилла и Медеи в Аиде; Эвринома и Офион – владыки Олимпа до Кроноса)

- география (появление острова Каллиста из комка земли, серповидный остров Дрепана)

- этнография

- праздники и обряды (обычай шуточного спора между мужчинами и женщинами на Анафе, состязание юношей-гидрофоров, происхождение пэана из песни Орфея)

- астрология

- вещие сны (сон Медеи в доме, сон Ясона в пустыне)

- колдовство (зелье Медеи из цветка, выросшего из крови Прометея, заклятия Медеи открывают дверные засовы, усыпляют Талоса)

- метаморфозы (змеи из капель крови Горгоны, запах болота от тела тлеющего Фаэтона)

Отдельные подробности включены только из-за их редкости.

2) психологические нюансы и тонкая чувствительность деталей:

- Афродита в кресле распускает золотые роскошные пряди

- Луна злорадствует, глядя на влюблённую Медею

- образы детей (ловкий и хитрый Эрот, плакса Ганимед)

- Медея – самый яркий образ поэмы (трижды не решается ночью заговорить с сестрой; томиться в ожидании Ясона на свидании; угрожает мщением Эриний, если он нарушит клятву взять её в жёны);

- трогательные прощальные сцены (Медея, прощаясь с домом, отрезает локон для матери и целует ложе, двери и стены; Ясона провождают мать и отец, выходит кентавр Хирон с Ахиллом на руках)

Плащ Ясона. На плаще изображены киклопы, кующие молнии, Зет и Амфион - строители Фив, состязание на колесницах Пелопа и Миртила (проклятие Атридов), Аполлон, убивающий великана Тития. Все сюжеты объединены темой нарушения воли богов, т. е. плащ соткан Афиной в назидание Ясону.

Поэма – предвестник эллинистических романов, речь в ней идёт не о героических подвигах, а о трагической любви и распаде героической души. Поэма ознаменовала конец героического эпоса и начало пути одинокого героя, который находится в разладе с самим собой.
36. Театр эпохи эллинизма. Новая комедия – условия формирования, тематика, структура. Комедии Менандра. Малые драматические жанры (Геродот).

«Новая» аттич. комедия как бы завершает развитие греческой драмы. Расцвет приходится на кон. 4-3 вв. Родоначальники: Филемон и Менандр.

Особенности, которые отличают новую комедию от Аристофана:

- уход от темы политики

- бытовая и семейная тематика («новая бытовая» комедия)

- исчезает пародия на трагедию, карикатура и агрессивность

- точная передача жизни

- исчезает агон и парабаса

- новая структура из пролога и 5 частей (стали 5-ю актами в европ. театре)

- номинальное присутствие хора (дивертисмент в антракте)

- маски больше похожи на лица

- язык эпохи эллинизма (изящнее, чем у Аристофана)

Задача № 1 – реалистично передать характер → «комедия характеров»

Менандр (343-291) родился в Афинах, племянник Алексида (поэт «средней» комедии») получил хорошее образование, трагедии Еврипида называл своим идеалом и брал у него многие приёмы. Написал ~105 комедий, одержал только 8 побед. Главным соперником был Филемон (побеждал чаще, потому что увлекался эффектностью). Менандр был оценён после смерти, стал «лицом» новой трагедии и был любим римлянами, т. о. повторил судьбу Еврипида. Считался утерянным до 1905 г. (находка каирского папируса с 4 комедиями + фрагменты). В 1950 г. на рынке в Александрии был куплен «Брюзга».

Влияние Еврипида:

1) в прологах: божества (Пан в «Брюзге»), знакомство с персонажами («Брюзга»), объяснение содержания («Брюзга»)

2) бытовая и любовная тематика (Сострат и дочь Кнемона в «Брюзге»), где главная пружина – интрига

3) потерянные дети («Третейский суд»)

4) deus ex machina (сюрприз)

По Менандру в жизни человека главное:

- случайность

- нрав ("Вот он и есть наш бог!" говорит Онисим в «Т. c.»); задача человека познать свой нрав, уметь им управлять. Характер – движущая сила интриги.

Типичные (трафаретные) сюжеты:

- потерянные дети (суд Дава и Сириска в «Третейском суде»),

- насилие над девушкой (Харисий и Памфлила в «Третейском суде»),

- мотивы любви, ревности в разных сочетаниях

Приёмы:

1) случайности как порождение характеров:

- узнавание (Габротонон узнает Памфлилу, а та - младенца в «Трет. суде»)

- свидетели (Габротонон свиделеь изнасилования Памфлилы)

- подслушивание (Харисий подслушал разговор Смикрина с Памфилой)

- deus ex machina

2) - лихая интрига («Третейский суд»)

- фантасмагорич. сюжет («Третейский суд»)

- счастливый финал (две свадьбы в «Брюзге», примирение в «Трет. суде»)

- монологи о роли случая ("Хотя на зло ты шел, простой случайностью спасен" говорит Онисим Смикрину в «Трет. суде») и монологов вообще

Вырабатываются группа обязательных типов характера:

- старик (Кнемон в «Брюзге», т. е. сам брюзга)

- юноша: положительн. (Сострат в «Б.»), кутила, балбес (Харисий в «Т. c.»);

- бесприданница (дочь Кнемона в «Брюзге»)

- рабы, кормилица (в обеих пьесах)

+ втростепненные (гетеры, повар)

Новые образы (+ новые маски): «парасит»-прихлебатель: не раб, но разоривш. человек (Хэрей в «Б.»), воин-хвастун.

«Новая» комедия → римская → европейская.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: