В области гражданского права следует отметить следующее. На территории, временно оккупированной врагом, советские законы считались действующими. Поэтому все гражданско-правовые сделки, совершенные на временно оккупированной территории, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Советского государства, признавались недействительными.
В связи с военной ситуацией расширялись права государства в отношении объектов права частной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.
В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений и расширялось применение административно-правовых методов. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов. Расширялись распорядительные права наркоматов.
В сфере семейного права можно выделить меры, имеющие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повышение рождаемости и т. д.
|
|
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о патронировании, опеке и усыновлении.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» внес принципиальные изменения в институт брака и развода. В соответствии с Указом только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях, могли оформить свои отношения путем регистрации брака.
Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов на ребенка, рожденного от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке.
Усложнялся процесс развода — развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примирились, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.
Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений.
22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», утвержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. Директорам предприятий было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день.
|
|
На всех предприятиях и в учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.
Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисципли ны, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т.д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых на чал в сельском хозяйстве.
Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году: до 150 трудодней — в хлопковых районах, до 100 — в Московской, Ивановской и некоторых других областях, до 120 - во всех остальных районах страны. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году.
На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6— 10-х классов, студентов техникумов и вузов.
В условиях военного времени произошли существенные изменения в уголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан — до 3 лет.
19 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний - смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.
Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.
76. Все отрасли кодифицировались по одному плану: сначала принимались основы союзного законодательства по определенной отрасли, а на основании этих основ, принимались в союзных республиках соответствующие нормативно-правовые акты.
В 1958 г. приняты основы Уголовного законодательства СССР. На основании них приняты УК всех союзных республик.
1961 г. – Гражданское право кодифицировалось, а 1964 г. – гражданский процесс.
|
|
1968 г. – основы о браке и семье.
1970 г. – основы трудового законодательства СССР.
Были составлены кодексы законов о здравоохранении, финансам и др.
Планировалось создать Свод законов СССР, началась работа в 60-е, но прекратилась в середине 80-х, т.к. началась перестройка, таким образом, свод законов не был создан.
Гражданское право Гражданские права были расширены и конкретизированы. В целом ГП затрагивает не только имущественные отношения, но и неимущественные (авторские, изобретательские). Осуществляется защита чести и достоинства. Виды собственности прежние: государственная (общественная), личная собственность граждан, по Конституции 1977 г. - общественных организаций и кооперативная. ГП и гражданский процесс улучшили защиту имущественных отношений граждан, в связи с ростом материального состояния советских граждан.
Серьезная попытка уточнить правовой статус государственной собственности, 1963 г. перевод предприятий на хозрасчет (реформа Косыгина, но Брежнев её свернул). Относительная свобода заключения договоров, выбора смежников, реализации продукции.
Трудовое право. Гуманизация: отмена судебной ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Но одновременно расширение прав руководителей предприятий в отношении нарушений трудовой дисциплины (ст. 33). Принято положение "О порядке разрешения трудовых споров". Рост зарплаты, сокращение рабочего времени. В 1965 г. переход к 6 и 7 часовому рабочему дню. 1967-68 г. – переход к 5-ти дневной рабочей недели, но общая продолжительность не изменилась.
В 1966 г. – новое положение о трудовых договорах. Возращение к КЗОТу 22 г., основные его направления - защита рабочих. Расширение сферы применения трудового права, теперь и на временных и сезонных рабочих. Развивается социальное законодательство, как под отрасль трудового – закон о пенсиях 1956 г. Впервые введены общие принципы для назначения пенсии, её размер зависел от стажа, возраста и зарплаты. До этого не было, были только ведомственные акты. Но колхозники не получили. В 60-е распространилось и на них. 1-ая колхозная пенсия – 8 р.(10 кг сахара).
|
|
Колхозное право. 1956 г. – закон о разрешении колхозам вводить изменения в примерные уставы сельскохозяйственной артели (1935 г.). Основные изменения, которые можно вводить: о размере приусадебного участка, о минимуме трудодней и исключение из членов колхозов. В 1958 г. отменены натуральные платежи колхозам. Оставалась система закупок, но закупочные цены в 58 г., были повышены, что привело к росту цен на сельхозпродукцию. В 1956 г. введено ежемесячное денежное авансирование колхозов (раньше 1 раз в год). Привело: 1) к росту благосостояния колхозов; 2) ликвидации жесткого соотношения между произведенной продукцией и выплатой денег за неё, и это привело к невыполнению плана и возникновению долгов колхозников.
В 1969 г. – новый примерный устав сельскохозяйственной артели, он закрепил вышеперечисленные принципы, в том числе ежемесячную зарплату.
Изменения в уголовном праве сразу же после войны:
- 1945 г. - амнистия участников войны за нетяжкие преступления.
- 1947 г. - отменена смертная казнь.
- 1950 г. - восстановлена смертная казнь по узкой группе преступлений.
- 1951 г. - уголовная ответственность за пропаганду войны.
Изменения после смерти Сталина. 1953 г. – амнистия значительной части заключенных (специально повысили уголовщину в массах, для того, чтобы Берия, борясь с ней, повысился в авторитете). После ХХ съезда реабилитация многих репрессированных заключенных. 1958 г. – Основы уголовного законодательства Союза СССР, и принятие республиками новых УК на основании этих Основ. Основные идеи этих Основ:
- Целью УЗ является охрана государственного строя и граждан.
- Преступление – общественно опасное деяние, материальный признак четко дополнен формальным признаком. Нет преступления без указания на то в законе.
- Уголовная ответственность предусмотрена только за определенную вину (отличие от УК 22 и 37 г.).
- Возраст уголовной ответственности - с 16 лет.
- Отмена наказаний (выдворение из СССР и поражение в правах).
- Понижен максимальный срок наказания до 15 л., по большинству преступлений до 10 л.
- При отбытии наказания отменялась система зачетов.
- Досрочное освобождение после отбывания не менее 2/3 срока.
Явная гуманизация УП, но сохранялись нормы с политической направленностью: ч.1 ст. 190 распространение заведомо ложных измышлений, порочащих государственный и общественный строй; ст. 70 антисоветская пропаганда и т.д. Они отменены только в 1989 г.
Изменения в уголовно-процессуальном праве (УПП). После войны сохранялась сеть военных трибуналов и прокуратур, ликвидированы особые совещания и “двойки”, “тройки”.
В 1954 г. проведена судебная реформа – в Высших Судах республик, краев и областей образованы президиумы. Они получают право пересматривать в порядке надзора дела по протестам генерального прокурора, Председателя ВС РСФСР, прокуроров и председателей судов соответствующей инстанции.
1958 г. – продолжены судебные преобразования, пересмотрена система народных судов, их стало меньше, но они укрепились и улучшились в кадрах. Проведены перевыборы народных судов, увеличен срок полномочий судей с 3-х до 5-ти лет.
1955 г. – положение о прокурорском надзоре. Проведена идея независимости прокуратуры и подчинение прокуроров вышестоящим, а все они - генеральному прокурору, их функции:
- надзор за законностью при исполнении законов физическими и юридическими лицами.
- надзор за законностью на предварительном следствии.
- надзор за законностью при вынесении приговоров, т.е. обоснованность приговоров.
- надзор за законностью в местах лишения свободы.
Эти мероприятия изменили порядок судопроизводства. Процесс – состязательный, равноправие сторон, устное судопроизводство, открытое по большинству дел заседание, гласное оглашение приговоров, тайна совещательной комнаты и др. Но сохранилось и старые положения – адвокат знакомится с делом только после завершения следствия, а не с момента возбуждения дела и др.
С точки зрения развития государства период характеризуется как разумными реформами, так и надуманными. Общей тенденцией являлось стремление децентрализовать управление государством, что привело к расширению прав союзных республик и местных органов власти и управления.3
В решениях XX съезда КПСС указывалось на необходимость устранения изменений централизации народным хозяйством. В целях реализации решений съезда ЦК и Совет Министров СССР 30 мая 1956 года приняли постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тысячи предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров, строительных материалов, некоторых других отраслей народного хозяйства, автомобильного транспорта, речного флота.4 Следует, однако отметить, что ведущие отрасли экономики оставались в строго централизованном управлении Союза.
В рассматриваемый период были расширены, а фактически восстановлены права союзных республик в области законодательства и осуществлению правосудия. В 1957 году был принят Закон “Об отнесению к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов”. Он позвалял обновлять законодательство союзных республик, полнее учесть в нем национальные и бытовые особенности. Вместе с тем, с учетом федерального устройства государства, за Союзом СССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия.
Ещё одно право, право регулирования областного, краевого, административно - территориального движения перешло от Союза СССР к союзным республикам. Соответствующий закон был принят Верховным Советом СССР в 1957 году. За Союзом сохранялось лишь право по утверждению новых автономных республик и автономных областей.
Изменился и состав союзных республик. В 1956 году была ликвидирована искусственно созданная Карело-Финская ССР, а на её место была воссоздана Карельская АССР в составе РФ.
Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годы Отечественной войны народов. Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая АССР, восстановлена Чечено-Ингушская АССР. Однако были и такие народы, чьи права небыли восстановлены (Крымские татары, немцы Поволжья).