double arrow

Закон как источник земельного права. Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»

Основополагающим законом в области земельных правоотношений является Земельный кодекс РФ от 25.10.01 г. № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.07.06 г. № 154-ФЗ), представляющий собой систематизированный свод норм права, регулирующих земельные отношения в нашей стране. В ЗК значительное место занимают вопросы правового регулирования охраны земель и законодательно закреплено осуществление комплекса взаимосвязанных мер и мероприятий, призванных обеспечить рациональное использование, сохранение и восстановление земельных ресурсов в РФ.

Земельный кодекс РФ состоит из XVIII глав и 103 статей: закреплены принципы земельного законодательства, определены субъекты и объекты земельных отношений, состав Земельного фонда РФ, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области земельных отношений, определены цели и содержание охраны земель, а также содержит специальные требования по использованию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, система правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю, предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности и другие вопросы.

Кроме Земельного кодекса РФ, в данной сфере действует много других федеральных законов, регулирующие те или иные сферы земельных отношений.

Таков, например, Федеральный закон от 11.06.03 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный законом от 10.01.96 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», Федеральный закон от 16.07.98 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 15.04.98 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Источник земельного права – Градостроительный кодекс РФ от 29.12.04 г. № 190-ФЗ, детально регулирующий земельные отношения по поводу осуществления градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодексе закреплены требования, предъявляемые к градостроительной документации, к градостроительному планированию.

Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Федеральный закон от 18.06.01 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральным законом от 24.07.02 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Помимо специальных федеральных законов, регулирующих исключительно или в основном земельные отношения, в настоящее время действуют федеральные законы, которые являются общими источниками земельного права.

К ним, например, относится Федеральный закон от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним», Налоговый кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах», Водном кодексе РФ от 03.06.2006 г., Федеральном законе от 24.04.95 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и ряде других природоресурсных законов, Федеральный закон от 10.01.02 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 19.07.97 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», который детально регулирует порядок применения пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Земельно-правовые нормы содержатся и в других законодательных актах РФ.

В Краснодарском крае помимо федеральных законом действует Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» 2002 г. Закон состоит из VI глав и 46 статей:

в I главе «Общие положения» (ст. 1-6) определены категории земель, полномочия законодательных, исполнительных органов власти Краснодарского края, а также органов местного самоуправления в области земельных отношений.

в II главе «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ, РЕЗЕРВИРОВАНИЕ, ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ И ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ» (ст. 6.1-16) освещены вопросы перехода прав на землю из государственной в муниципальную и из муниципальной в государственную собственность Краснодарского края; определены права на земельные участки предоставляемые гражданам и юридическим лицам, процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также для целей, не связанных со строительством, и ряд других вопросов.

в II.I главе «ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И В ИНТЕРЕСАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЛИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ» (ст. 16.1-16.4) определено, что является публичным сервитутом; порядок установления и прекращения публичных сервитутов; общественные слушания об установлении публичных сервитутов; содержание нормативного правового акта об установлении публичного сервитута.

в III главе «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ» (ст. 17-30) определяет содержание охраны земель, а также содержит специальные требования по сохранению сельскохозяйственных угодий, определен Фонд перераспределения земель Краснодарского края, земельный фонд казачьего войска, Регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения; Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и требования к их местоположению; Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального района Краснодарского края, которые могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; Особенности купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения; Совершение сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий.

в IV главе «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ» (ст. 31-32) установлен порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий краевого значения, порядок отнесения земель к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения.

в V главе «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ» (ст. 33-43) определены полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в области земельных отношений до разграничения государственной собственности на землю; Полномочия специально уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными ресурсами до разграничения государственной собственности на землю; Полномочия органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области земельных отношений до разграничения государственной собственности на землю; О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю; Предоставление земельных участков органам государственной власти Краснодарского края, государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, другим некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Краснодарского края, до разграничения государственной собственности на землю; Временный порядок определения категории и разрешенного использования земель; Предельная максимальная цена кадастровых работ в отношении земельного участка; Порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: