Во-первых, нормативный правовой акт имеет волевое содержание, т.е. выражает волю органов государственной власти, иныхуполномоченных органов, определенных социальных групп.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими законами правом издания нормативных правовых актов обладают органы законодательной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов Федерации, Президент Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Каждый правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д/), закрепленного в Конституции или законе и только по тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию правотворческого органа.
Во-вторых, нормативный правовой акт имеет официальный характер. Правотворческая деятельность состоит в особом порядкеподготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Такой порядок содержится в КонституцииРоссийской Федерации, федеральных законах или иных нормативных правовых актах. Соблюдение специально установленной правотворческойпроцедуры является обязательным условием законностинормативных правовых актов.
Нормативный правовой акт имеет специальную форму и определенную структуру. Так, в нормативном правовом акте должнысодержаться наименование органа, лица, его принявшего, вид акта, название, место и дата принятия, порядковый номер акта, соответствующаяструктура акта (главы, статьи, пункты), подпись уполномоченноголица.
В-третьих, в нормативных правовых актах содержатся общие предписания — нормы права, адресованные всем субъектам права.Они распространяют свое действие на неперсонифицированныйкруг субъектов, действуют постоянно и непрерывно, рассчитаны намногократное применение.
Существуют разные основания классификации нормативных правовых актов.
1. Одним из наиболеераспространенных оснований является юридическая сила нормативногоправового акта. Она зависит от того, какое место в системегосударственных органов занимает правотворческий орган, какова егокомпетенция и характер издаваемых актов. В соответствии с ней ихделят на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Законы, в свою очередь, делятся на конституционные (органические) и обыкновенные (текущие). К конституционным законамотносятся Конституции, законы о поправках к Конституции, а такжезаконы, на необходимость издания которых указывает самаКонституция. Обыкновенные законы регулируют текущие вопросыгосударственной и общественной жизни и принимаются в болеепростой процедуре, чем конституционные законы.
2. Нормативные правовые акты также можно классифицировать по уровням их принятия. В этом случае выделяются нормативные правовые акты федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также принятые в результате прямого народного волеизъявления – на референдуме или на собраниях, сходах граждан.
3. По степени обобщенности нормативного материала различаются кодифицированные акты (кодексы, уставы, положения, основы законодательства и др.) и акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы и т.д.).
4. Существует классификация нормативных правовых актов в зависимости от их действия во времени:
— постоянные, т.е. действующие без ограничения срока. Таковыми является большинство НПА;
— временные (например, вводящие чрезвычайное положение на определенной территории).
5. По действию в пространстве нормативные правовые акты делятся на применяемые:
— на всей территории России (например, Конституция);
— на территории субъекта Федерации (например, Конституция (устав) субъекта Федерации);
— муниципального образования (например, устав муниципального образования);
— в пределах организации (например, устав (положение) юридического лица).
6. По кругу субъектов выделяются:
— общие, т.е. распространяющиеся на всех субъектов права;
— специальные, действующие в отношении ограниченного круга субъектов (например, распространяющиеся на жителей коренных малочисленных народов Крайнего Севера, военнослужащих и т.д.).