Традиционное и современное представление о бюрократии и бюрократической организации

Понятие и сущность организации

Организация- устойчивая система совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда для достижения общих целей.

Отношения между членами организации относительно стабильные. Организационная структура придает коммуникации предсказуемость и стабильность и тем самым способствует выполнению задач.

Ресурсы организации-персонал, финансы, технологии, сырье, энергоносители, орг структура и т.д.

Основная функция организации -решение проблем, связанных с использованием ресурсов и взаимодействия с внешней средой.

Типология организаций

По типу структура организации делятся на механистические и органические. (их описание в вопросах 5 и 6)

По такому критерию как основной признак эффективной деятельности, организации делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации работают для получения прибыли, некомемерческих организациях(школах,больницах и т.д.) этот фактор отсутствует.
Среди некоммерческих организаций выделяются общественные или неправительственные.

по размеру организации делятся на крупные, малые и средние. (в России крупные-от 300, средние- 100-300, в других странах по-другому)

По ряду параметров, таких как структура, методы управления, использование современных информационных технологий и т.д., организации подразделяются на традиционные и современные.

Традиционное и современное представление о бюрократии и бюрократической организации.

Одним из наиболее ярких примеров организаций механистического типа выступает бюрократическая организация. Термин «бюрократия» был введён Винсенсом де Гурне в 1740-е годы. Макс Вебер сделал подробный анализ классической бюрократической системы. Чтобы извлечь максимальную выгоду, как полагал Вебер, организация должна принять определенную стратегию своего развития. Суть сводится к следующему:

1) Все задания, необходимые для достижения целей, разделялись на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспериментами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2) Каждое задание выполнялось в соответствии с «постоянной системой общих правил» с целью гарантирования однородности и скоорднированности различных действий. Разумность такой практики состоит в том, что руководитель может устранить неопределённость при выполнении задания, связанную с индивидуальными различиями.

3) Каждый сотрудник или офис организации отвечал за свои действия или действия своих подчинённых. Власть руководителей основывается на экспертных знаниях и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии. Таким образом создаётся цепь команд.

4) Каждое официальное лицо в организации вело дело своего офиса безлично или формально и поддерживало социальную дистанцию между собой, своими подчинёнными и клиентами. Цель такой практики – гарантировать невмешательство отдельных личностей в продуктивное продвижение целей офиса, отсутствие фаворитства из-за дружбы или знакомства.

5) Найм на работу в бюрократическую организацию основывался на технической квалификации и защищал от произвольного увольнения. Соответственно продвижение по службе основано на старшинстве и достижениях. Найм в организацию рассматривается как карьера на протяжении всей жизни; зарождается высокий уровень верности.

По мнению Вебера, иерархия необходима для эффективной координации задач и адекватного управления подчинёнными; безличность отношений вызывается необходимостью устранения иррациональности в организации. Конфликты в организации рассматриваются как аномальное, отрицательное явление. Он как лакмусовая бумажка, свидетельствуют о сбое её функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: