Вопросы к семинару по теме № 1.
Задание 1.
Приведите примеры нерационального с экономической точки зрения выбора, опровергающего аксиому жадности. Проанализируйте ситуации и объясните причины нерационального поведения.
Задание 2
1. Что бы Вы предпочли: 100% вероятность провести неделю отпуска в Англии или 50% шанс выиграть трехнедельный тур по Англии, Франции и Италии?
2. Вы скорее предпочли бы 10% шанс выиграть одну неделю отпуска в Англии или 5% или шанс выиграть трехнедельный тур по Англии, Франции и Италии?
Сравните Ваш выбор в заданиях 1 и 2. Сохранилась ли аксиома замещения? Почему 8 из 10 выбирают первую альтернативу в задании 1 и, напротив, 7из 7 выбирают вторую альтернативу в задании 2?
Задание 3
1. Подумайте, каким эффектом пользуются страховые компании?
2. Какой эффект проявился в массовом риске вкладчиков в МММ?
3. Назовите эффект, который констатирует факт увеличения риска в группе в отличие от индивидуального?
4. Какой эффект иллюстрируется типичной логической ошибкой, содержащейся в выражении post hos ergo propter hos (после этого значит в следствие этого)?
|
|
5. Какому эффекту аппелирует разорившаяся компания, уговаривая вкладчиков на доводить дело с выплатой им долга до суда, поскольку в таком случае они, мол, хоть что-нибудь да получат?
6. Какой эффект проявляется в пренебрежении к постоянным предостережениям не связываться с наперсточниками?
В ответе должны быть использованы эффект края, эффект Ирвина, эффект Стоуна, эффект Монте-Карло, эффект якоря, эффект эгоцентризма.
Риск и выигрыш или проигрыш.
В реальной жизни готовность рисковать зависит от того, рискуем ли мы ради достижения какого-либо выигрыша, приобретения или избегания каких-либо потерь.
Задание 4.
Представьте себе, что у Вас есть выбор между 90% шансом выиграть 3000 долл. И 45% шансом выиграть вдвое больше 6000 долл., что Вы выбираете?
Задание 5
1. Вам дали 1000 долл. Теперь сделайте выбор между 50% шансом выиграть еще 1000 долл. Или определенной 100% возможностью получить 500 долл.
2. Вам дали 2000 долл. Теперь сделайте выбор между 50% шансом проиграть 1000 долл. и 100% потерей 500 долл.
Литература
1. Дейнека О.С. Экономическая психология. СПб., 2000г.
2. Малахов С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований// Психологический журнал 1990. Т. 11 №6
3. Малахов С.В. Основы экономической психологии: Учебное пособие. М., 1992