Понятие и признаки органа исполнительной власти. Классификация

Орган исполнительной власти это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Органу исполнительной власти присущи следующие общие признаки:

 является составной частью государственного аппарата, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти;

 выполняет государственные функции на основе государственно-властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;

 правовой статус данного органа оформляется положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;

 обладает правом принятия в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческих решений в форме правовых актов, виды и порядок которых установлен законом. Данные правовые акты в обязательном порядке должны соответствовать действующему законодательству и являются обязательными для исполнения в сфере данного органа;

 имеет сложную внутреннюю структуру: аппарат органа состоит из структурных подразделений (иногда включает и другие органы) и служащих государственной службы в соответствии с внутренним штатным расписанием данного органа;

 входит в систему соподчинения в системе исполнительной власти и подотчетен перед органом государственной власти, учреждающим его;

 финансируется из государственного бюджета – федерального или субъекта Федерации. Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью.

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и их принято классифицировать:

· по основаниям образования:

o образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);

o создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

· по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:

o федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

o региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

o органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

· по порядку образования:

o избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);

o образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

· по объему и характеру компетенции:

o органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);

o органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

o органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

o органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

o органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

· по организационно-правовой форме:

o правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

· по порядку принятия решений:

o единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

o коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);

· по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

o основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);

o вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: