Билет № 22. Культура России XVIII – первой половины XIX в


Культура России в XVIII в. Осуществление масштабных изменений в сфере экономики, политической и социальной жизни, произошедших в России в первой четверти XVIII в., было невозможно без квалифицированных специалистов. Их образовательный и культурный уровень должен был соответствовать требованиям времени имперского величия. К тому же повышение этого уровня открывало перспективы для новых начинаний и реформ. Растущие потребности государства в квалифицированных специалистах ставили новые, более сложные задачи в области образования. В 1731 г. по предложению бывшего сподвижника Петра I генерал-прокурора Сената П. И. Ягужинского был учрежден Сухопутный шляхетский (дворянский) кадетский корпус — сословное военно-учебное заведение закрытого типа. Корпус готовил не только будущих офицеров российской армии, но и гражданских чиновников. Помимо военных дисциплин в программу были включены иностранные языки, география, юриспруденция и другие общеобразовательные предметы. В последующем были образованы Морской, Артиллерийский и Инженерный корпуса, находившиеся под особым покровительством правительства.

Петербургская академия наук, созданная в 1725 г., по своему статусу была близка к Парижской и Берлинской академиям, пользовавшимся государственной поддержкой. Однако зависимость научного учреждения от государственной власти в России была более тесной, чем на Западе. Петербургская академия, считавшаяся формально самостоятельной, фактически подчинялась Сенату, который осуществлял свое бюрократическое вмешательство в ее внутренние дела.

Так, немалый вред развитию передовой науки нанесло почти безграничное влияние в течение 35 лет советника канцелярии и библиотекаря Академии И. Д. Шумахера. В то же время Академия наук в России располагала достаточными средствами, выделявшимися из государственного бюджета для проведения разнообразных научных работ, и технически была неплохо оснащена. Научно-исследовательские кадры распределялись по трем классам: математические, физические и гуманитарные науки. При этом преимущественно внимание уделялось развитию двух первых классов. В области гуманитарных знаний большее предпочтение отдавалось исследованиям по истории и востоковедению.

В 1730-1740 гг. Академия наук организовала несколько экспедиций (Д. Я. и Х. П. Лаптевых, С. Г. Малыгина. В. В. Прончищева) по изучению побережья Северного Ледовитого океана. Вторая камчатская экспедиция капитанкомандора Витуса Беринга обследовала Чукотку, побережье Аляски и часть тихоокеанских берегов. Сибирская экспедиция внесла весомый вклад в географические, исторические. этнографические знания. С. П. Крашенинников всесторонне обследовал и описал Камчатку. Выпускник Славяно-греколатинской академии, член Петербургской академии наук, вьщающийся русский ученый М. В. Ломоносов сделал множество важных открытий в самых разных сферах научных исследований: геологии, физике, химии, географии, металлургии, минералогии, астрономии, метеорологии, литературе, языкознании, истории. Эти достижения во многом определили успехи науки и культуры в середине и второй половине XVIII в., когда особенно зримо в правление сначала Елизаветы Петровны, а затем Екатерины II осуществлялась политика «просвещенного» абсолютизма. В 1755 г. по предложению И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова был открыт Московский университет.

Во второй половине XVIII в. Петербургская академия наук расширила изучение территории России. Экспедиции В. Ф. Зуева, И. И. Лепехина, Н.'Я. Озерецковского, П.С. Палласа способствовали получению ценного в научном плане материла по ботанике, зоологии, картографии, минералогии, этнологии, истории. Химик В. М. Севергин продолжал исследования, начатые еще Ломоносовым. В Академии активно продолжал изучение математики и механики известный ученый Леонард Эйлер. В медицине выдвинулись хирург К.И. Щепин, эпидемиолог Д. С. Самойлович, педиатр С.Г. Зыбелин, в агрономии и почвоведении - А. Т. Болотов. среди философов Приобрели известность С. Е. Десницкий, Я.П. Кощельский, Д. С. Аничков, в своих трудах они разрабатывали вопросы рационализма, материализма и атеизма. исторической науке традиции Татищева и Ломоносова Н. И. Новиков, М. М. Щербатов, И. Н. Болсделавшие попытки обосновать положение об общности, эпического развития у разных народов.

В начале правления Екатерины II И. И. Бецкой выступил с проектом создания учебных заведений сословного типа и разночинцев). В 1764 г. императрица одобрила разработанное им «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Предусматривалось открытие кадетских корпусов для дворянских мальчиков и юношей, училищ для «дворянских девиц» и воспитательных домов и училищ при академии художеств для детей разночинцев. С 1786 г. по предложению П. В. Завадовского открывались губернские и уездные народные училища. В 1783 г. была учреждена Российская академия, которую возглавила Е. Р. Дашкова. Данное учреждение, собравшее выдающихся писателей и ученых,

было задумано как гуманитарный научный центр, специализирующийся главным образом на изучении русского языка, упорядочении его грамматики, стилистики и произношения. В русле решения этой задачи был подготовлен шеститомный «Словарь Российской академии», содержавший объяснение

43 тыс. слов русского языка.

В целом в екатерининский «золотой век» дворянской культуры наука и культура России продвинулись далеко вперед. Технические достижения особенно воплотились в деятельности таких инженеров и мастеров-изобретателей, как

И. И. Ползунов, И. П. Кулибин.

Общественно-политическая мысль России в этот период дифференцировалась по трем направлениям: просветительскому (Н. И. Новиков, А. Я. Поленов), дворянско-либеральному (императрица Екатерина II, Н. И. Панин, Д. И. Фонвизин), консервативному (М. М. Щербатов). В произведениях А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Письмо другу, жительствующему в Тобольске» и др.) проявились революционно-патриотические тенденции. Воззрения Радищева продолжали в своем творчестве П. И. Челищев, В. В. Попугаев. Их произведения отмечены демократическими и республиканскими идеями. Таким образом, Россия в XVIII в. существенно продвинулась вперед по пути модернизации и европеизации своих духовно-нравственных начал, политических и социальных структур.

Русская литература второй половины XVIII в. развивалась в русле классицизма. Дворянские поэты и писатели М. М. Херасков, И. Ф. Богданович, А. П. Сумароков, сама государыня-императрица Екатерина II расширили тематический диапазон художественного творчества, создав яркие оды и трагедии, но наиболее ярким представителем этого течения был крупнейший дворянский поэт Г. Р. Державин, воспевший не только победы русского оружия в войнах екатерининского времени, но и выступивший против фаворитизма при дворе.

В комедиях Д. И. Фонвизина «Недоросль» и «Бригадир» были воссозданы быт и нравы дворянских усадеб, обличались косность и консерватизм их обитателей. Сатирические мотивы звучали в произведениях молодого баснописца И. А. Крылова. Большое значение имела журналистика, особенно сатирические журналы «Трутень» и «Живописец», издаваемые Н. И. Новиковым. С 1785 г. он стал подвергаться преследованию со стороны властей из-за их опасения, что участие известного издателя в одной из масонских лож нанесет вред официальной политике и идеологии. В 1791 г. возглавляемая Новиковым «Типографическая компания» была закрыта, а он сам заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Художественная культура. Важным событием в российской культурной жизни стало открытие в 1757 г. Академии художеств. В архитектуре второй трети XVIII в. Получает распространение стиль барокко. Для него были особенно характерны эмоциональная приподнятость, нарядность, широкое использование контрастов, преувеличений, иллюзионистических эффектов.

Со второй половины XVIII в. архитектура в значительной степени испытала влияние классицизма. Зодчие широко использовали наследие античной классики, под влиянием которой архитектурный стиль становился более простым, строгим, рациональным. Основанные на творческой переработке классического наследия архитектурные приемы, применявшиеся русскими зодчими, получили условное наименование «русского классицизма». Наиболее важный вклад в развитие архитектурной мысли внесли В. И. Баженов, И. Е. Старев, М. Ф. Казаков. С именем Баженова связан крупнейший проект нового Кремлевского дворца, который, однако, не был осуществлен. Неудачно сложилась и судьба другого детища Баженова — архитектурного ансамбля в Царицыне, развивавшего традиции древнего московского зодчества, к сожалению, он остался незавершенным. О творческом потенциале архитектора дает представление одна из немногих дошедших до нас построек — здание бывшего Пашкова дома в центре Москвы. Более плодотворной оказалась деятельность зодчего М. Ф. Казакова: по его проекту в Московском Кремле было возведено здание Присутственных мест, построены здания Голицынской больницы и Благородного дворянского собрания в Москве. И. Е. Старов работал в Петербурге, где по его проектам были отстроены собор в Александра-Невской лавре и Таврический дворец — величественный памятник победам России в войне с Турцией, предназначавшийся для больших празднеств и приемов. Крупнейшее строительство развернулось в пригородах Петербурга: Царском Селе и Павловске. По проектам архитектора Чарльза Камерона были возведены Павловский дворец и Камеронова галерея в Царском Селе, характеризовавшиеся сочетанием простой композиции и тщательно продуманной и изящной отделкой.

Скульптура второй половины XVIII в. развивалась преобладаюищм влиянием классицизма. Одним из наиболее ярких памятников скульптуры явилась конная статуя Петра 1, выполненная Э. М. Фальконе. Открытие памятника состоялось в 1782 г. Скульптор М. И. Козловский исполнил целый ряд работ, проникнутых национально-патриотическими идеями. Непревзойденной глубиной психологической трактовки отличались работы Ф. И. Шубина. Они стали вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в.

Замечательны были достижения российских живописцев — Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Михаила Шибанова, А. П. Лосенко, С. Ф. Щедрина и др., граверов — Е. П. Чемесова, Г. И. Скородумова. В области музыкального искусства успешно работали композиторы Е. И. Фомин, И. Е. Хандошкин. В 1756 г. Ф. Г. Волков добился создания в Петербурге публичного профессионального театра.

Культура России в первой половине XIX в. В начале XIX в. была перестроена система народного образования. В ее основу легло принятое в 1803 г. "Положение обустройстве учебных заведений". Европейская часть страны быларазделена на шесть учебных округов с четырьмя разрядами учебных заведений: церковноприходские училища, уездные училища, гимназии в губернских городах и университеты. Содержание училищ возлагалось на городские органы управления, помещиков и государственных крестьян. Предполагалось установить преемственность в системе получения образования, однако в 1804 г. последовал запрет принимать детей крепостных в гимназии. В 1802 г. был восстановлен Дерптский университет. В 1804 г. новые университеты появились в Казани, Харькове и Вильно. В апреле 1804 г. открывается Педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. он был преобразован в университет). Университетский устав (1804) предоставил российским университетам автономию, они стали центрами подготовки педагогических кадров и осуществления методической работы в учебном округе. В 1811 г. по инициативе М. М. Сперанского в Царском Селе было открыто привилегированное закрытое учебное заведение для дворян — Лицей. Среди его первых выпускников были А. С. Пушкин, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, А. М. Горчаков, В. К. Кюхельбекер и др. Лицеи появились в Ярославле, Нежине, Одессе.

В период аракчеевщины реакция распространилась и на сферу образования. В 1817 г. министерство народного просвещения было преобразовано в министерство духовных дел и народного просвещения; к нему перешли от Синода все дела по вероисповеданиям, за исключением духовного суда. Возглавивший министерство обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын предложил Александру I закрыть все университеты, кроме Московского. Император дал указание их не закрыть, а «исправить», положив в основу образования религиозные принципы. В ходе «исправления» увольнялись «неблагонадежные и неблагонамеренные» профессора, изымались «вредные» книги, из преподавания изгонялся «гибельный материализм», учреждались богословские кафедры, среди студентов устанавливалась казарменная дисциплина. Настоящий разгром в Казанском университете учинил член главного управления училищ М. Л. Магницкий. При его участии была составлена новая инструкция для университетов (1820), согласно которой главная задача образования заключалась в воспитании у студентов убеждения о незыблемости и божественном происхождении монархической власти. В 1821 г. был «очищен» Петербургский университет.

Образование было поставлено под правительственный контроль. Устав учебных заведений 1828 г. усиливал принцип сословности в образовании: крестьяне не допускались выше уездных училищ. Уничтожалась преемственность между низшей, средней и высшей школами. Вместе с тем постоянно росла потребность в распространении грамотности. С 1830-х гг. различные ведомства открывали свои начальные школы, и к 1850-м гг. их стало уже около 30 тыс. Министр народного просвещения С. С. Уваров стал автором теории «официальной народности». В 1832 г. он предложил основать воспитание юношества на трех «истинно русских охранительных» началах: православии, самодержавии и народности. «Теория» Уварова понравилась Николаю I тем, что обещала избавить Россию от потрясений благодаря господствующему в ней порядку вещей. Противопоставление России и Запада, идея о «чужеземной заразе», проникшей в Отечество, появилась в первых же царских манифестах. Эта мысль особенно актуально прозвучала после революции во Франции 1830 г. и польского восстания 1830—1831 гг. Формула Уварова стала краеугольным камнем государственной идеологии николаевского царствования. Ею руководствовались цензура, карательные органы, официозная пресса, «благонадежные» ученые и литераторы. В 1835 г. университеты получили новый устав, который лишил их автономии, поставив в зависимость от попечителей учебных округов. Учебные программы были сокращены, существенно повышена плата за обучение. После 1848 г. светским профессорам было запрещено преподавать философию, численность студентов строго ограничивалась.

Значительное развитие получило техническое образование. В 1820—1840-е гг. были открыты Практический технологический институт в Петербурге, Московское ремесленное училище (затем — МВТУ, МГГУ), Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров, Строительный и Межевой институты в Москве. В реальных классах, открытых при гимназиях и уездных училищах, изучали технические и коммерческие предметы, в университетах читали публичные лекции по химии, технологии и т.п. Подготовка специалистов велась в Медико-хирургической академии и Главном педагогическом институте в Петербурге, Лазаревском институте восточных языков в Москве, в духовных и военных училищах, академиях.

Наука. Для русской науки начало XIX в. стало периодом подготовки кадров, накопления знаний, знакомства с европейскими достижениями, расширения научной терминологии. Открытия в области физики профессора Петербургской медико-хирургической академии В. В. Перова — действие гальванического тока, электрическая дуга — заложили основы электрохимии и электрометаллургии в России, проложили дорогу к открытию закона сохранения и превращения энергии. Учеными-химиками в 1805—1818 гг. была разработана теория электролиза, получившего затем широкое применение. В 1826 г. Н. И. Лобачевский изложил свое учение о неэвклидовой геометрии, значение которого было оценено уже после его смерти. Крупными математиками были М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев. В 1839 г. в Пулкове, под Петербургом, В. Я. Струве основал первую российскую астрономическую обсерваторию. Важнейшие научные открытия сделали сотрудники Казанского университета М. Я. Киттары (химическая технология), Н. Н. Зинин (синтез анилина). В 1832 г. инженер П. Л. Шиллинг изобрел электромагнитный телеграф, но его опыты не получили практического применения. В 1834 г. профессор Б. С. Якоби разработал конструкцию электродвигателя, а в 1837 г. открыл гальванопластику. Новые идеи в медицине выдвинул Н. И. Пирогов. В годы Крымской войны он положил начало военно-полевой хирургии.

Огромное значение для науки имели географические открьггия русских ученых-путешественников. В 1803—1806 гг. Й. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое в истории России кругосветное путешествие. В ходе экспедиции была уточнена карта мира, открыто несколько островов, составлено описание быта населения Камчатки и Сахалина. Во время экспедиции русских мореплавателей М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена на военных судах «Восток» и «Мирный» к Южному полюсу была открыта Антарктида (1821). Русские путешественники Г. И. Невельской, В. М. Головнин, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель совершили немало открытий и собрали богатый научный материал о водных и сухопутных районах Северного Ледовитого и Тихого океанов. Успешно развивалась биологическая наука, велись исследования флоры и фауны, чему немало способствовала закладка Никитского ботанического сада в Крыму (1812), Ботанического музея и Ботанического сада в Москве (1824).

Значительными были достижения исторической науки. Важной вехой стало создание И. М. Карамзиным 12-томной «Истории государства Российского», над которой он работал с 1804 г. до конца жизни. В 1816 г. свет увидели первые восемь томов, остальные были изданы в 1819—1826 гг. Этот труд охватывал период с 862 по 1611 г., был написан на основе богатого материала и обладал редкими художественными достоинствами. Он стал первым общедоступным систематическим изложением русской истории и пользовался огромным успехом. Оставаясь убежденным монархистом, Карамзин построил на этих взглядах и свою историческую концепцию. В его трактовке именно личность монарха определяла исторический процесс, «движением перста» самодержец «дает ход громадам». Придавая чрезмерное значение роли отдельной личности в истории, Карамзин совсем не уделял внимания ни социальному, ни экономическому развитию общества.

Крупным событием в исторической науке и общественной жизни стали публичные лекции профессора Московского университета Т. Н. Грановского, проникнутые идеей общности исторического пути развития России и Запада.

В 1840-е гг. все большую известность приобретает деятельность историка С. М. Соловьева. С 1851 г. начинает выходить его «История России с древнейших времен» (29 томов к 1879 г.).

Печать и книжное дело. Еще в начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о «любви к чтению в России». Основную роль в книгоиздании и книготорговле в начале века играли типографии. В 1813 г. было 55 казенных и увеличивалось число частных типографий в стране. Появились первые крупные книгоиздатели, например В. А. Плавильщиков, имевший книжный магазин, библиотеку и типографию. Усиливалось и влияние возрастающего числа периодических издании, в том числе общественно-политических журналов. Первым из них был «Вестник Европы» Карамзина. С 1812 г. в Петербурге стал издаваться исторический и политический журнал «Сын отечества». В 1814 г. была открыта первая Публичная библиотека в Петербурге, ставшая впоследствии национальным книгохранилищем. Платные библиотеки действовали и при книжных лавках. Традиции крестьянской книжности и письменности в начале века свидетельствуют о значительном распространении грамотности среди крестьян, особенно государственных. Рост общего уровня грамотности населения страны способствовал дальнейшему развитию издательского дела. К началу 1850-х гг. печаталось более 1 тыс. наименований книг, расширялась книжная торговля, количество периодических изданий в 1850 г. достигло 230 наименований. С 1837 г. по распоряжению правительства начался выпуск «Губернских ведомостей». Крупнейшим издателем и книготорговцем того времени был А. Ф. Смирдин. Снижая издержки и увеличивая тиражи, он выпускал недорогие, общедоступные книги, в их числе более 70 собраний сочинений русских писателей (Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова, Крылова). Он же первым ввел оплату труда сочинителей.

Литература. Первая четверть XIX в. ознаменовалась возрастанием интереса к проблемам русского языка: началось формирование русского литературного языка, расширялась научная терминология. В 1804 г. в университетах появились отделения словесности. Был издан первый словарь русского языка «Словарь Российской академии». Огромная заслуга в реформировании русского литературного языка принадлежит Н. М. Карамзину.

Николаевская эпоха отмечена введением в 1826 г. цензуркого устава, прозванного современниками «чугунным». Он содержал 230 запретительных статей и был направлен на пресечение любого проявления вольнодумства. В 1828 г. была принята более смягченная редакция устава, который, однако, придавал цензуре полицейские функции: цензоры должны были докладывать полиции обо всех запрещенных произведениях и их авторах.

Культура России 1860—1880-х гг. Социально-экономические изменения в стране, вызвавшие проведение радикальных либеральных преобразований, обусловили формирование новых общественных отношений, произвели подлинный переворот не только в социальной, но и в духовной жизни

россиян.

Реформы народного образования стали неотъемлемой частью социального развития в 1860-х гг. «Положение о начальных и народных училищах от 14 июня 1864 г.ввело, кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища, что способствовало "распространению первоначальных полезных знаний". Их учебные программы и преподавательский состав (земские учителя) выгодно отличались от казенных и церковно-приходских. Согласно новому уставу гимназий и прогимназий (1864) средние учебные заведения (гимназии) были разделены на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Создавались прогимназии, программа которых соответствовала четырем

классам гимназии. В гимназии принимались дети из всех сословий и любого вероисповедания, но вводилась очень высокая плата за обучение. В классической гимназии изучались предметы гуманитарного направления, велась подготовка к поступлению в университеты. В реальных гимназиях готовили специалистов для промышленности и торговли, поэтому преподавали точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать только в высшие технические учебные заведения. В 1865 г. в стране насчитывалось 96 гимназий. В 1871 г. был принят новый, более жесткий устав гимназий. В классических гимназиях срок обучения увеличивался до восьми лет, упразднялось преподавание естествознания. Реальные гимназии преобразовывались в реальные училища с шестилетним обучением. Согласно новому «Положению о начальных народных училищах» (1874) значительно усилился правительственный надзор за земской школой и учительским корпусом. К началу 1860-х гг. в 14 университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов. Новый университетский устав был утвержден 18 июня 1863 г., им восстанавливалось университетское самоуправление.

В 1858 г. появились женские гимназии, поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допустили туда на правах вольных слушательниц на рубеже 1870—1880-х гг. В 1870-е гг. на частные средства были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Казани, Киеве и в Петербурге.

Наука. Вторая половина XIX в. отмечена новыми выдающимися открытиями русской науки. Труды И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866), «Физиология нервной системы» заложили основы отечественной физиологии, оказали большое влияние на развитие естествознания и материалистической философской мысли в России. В 1860-1880-е гг. биологом И. И. Мечниковым сделан ряд блестящих открытий, связанных с явлением фагоцитоза. Он основал школу микробиологии и сравнительной патологии, вместе с А. О. Ковалевским заложил основы эволюционной эмбриологии. Естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений. Величайшим открытием Д. И. Менделеева стал Периодический закон химических элементов (1869) — один из фундаментальных законов естествознания. Менделеев создал классический труд «Основы химии» (1869—1871). Разносторонний ученый, он сказал новое слово в химической технологии, физике, метрологии, гидродинамике, первым выдвинул идею подземной газификации угля, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел стратостат (1875). Основоположником новой школы органической химии был А. М. Бутлеров. В 1861 г. он создал и обосновал теорию химического строения органических тел. В области математики и механики огромное значение имело создание петербургским ученым П. Л. Чебышевым своей научной школы, получившей мировое признание разработками в области теории чисел, теории вероятностей и математического анализа. Среди ученых-физиков выделяется имя А. Г. Столетова, автора классических исследований по теории магнетизма и электричества. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта (конец 1880-х). Мировую славу русским ученым принесли открытия в области электротехники. В 1872 г. А. Н. Лодыгин изобрел угольную лампу накаливания, а П. Н. Яблочков создал дуговую лампу без регулятора, получившую название «свеча Яблочкова», с 1876 г. применявшуюся для освещения улиц.

Крупнейший вклад в мировую науку сделали русские географы и путешественники. Руководитель русского императорского географического общества П. П. Семенов-Тян-Шанский первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, организовал в 1870-1885 гг. ряд крупных экспедиций в Центральную Азию, в Новую Гвинею.

Общественные науки развивались в условиях пристального внимания и опеки со стороны правительства, использовавшего их для обоснования незыблемости существующего режима. И даже в этих условиях появлялись оригинальные научные работы.

Печать. В 1857 г. правительство начинает пересматривать цензурный устав. После разрешения в 1858 г. обсуждать в печати проблемы общественной жизни резко возросло количество различных периодических изданий (1860 г. — 230) и наименований книг (1860 г. — 2058). В 1862 г. «Временные правила» разрешили печатать критические материалы в дорогих изданиях, недоступных для простого народа. Одновременно министры внутренних дел и народного просвещения получили право приостанавливать издание газет и журналов на срок до восьми месяцев. В апреле 1865 г. проект нового цензурного устава был утвержден в качестве «Временных правил по делам печати», сохранившихся до 1905 г.

Художественная культура. Подъем русской культуры в 1860—1880-х гг. нашел свое выражение в первую очередь в литературе. Ведущим направлением в художественной литературе стал критический реализм. Противоборство идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России — эти и другие проблемы волновали героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, А. Н. Островского. Тема народа пронизывает творчество Н. А. Некрасова. Тонкие лирические произведения создали А. А. Фет и Ф. И. Тютчев.

Культура России в конце XIX в. Значительные изменения в сфере народного образования произошли после того, как в 1882 г. либерального барона А. Н. Николаи сменил на посту министра просвещения ставленник К. П. Победоносцева и Д. А. Толстого И. П. Делянов. С 1884 г. церковноприходские школы перешли в ведение Синода, число этих школ росло: с 4,5 тыс. в 1882 г. до 32 тыс. в 1894 г. В 1891 г. Синоду были подчинены и вольные школы-грамоты, создаваемые по инициативе крестьянских сельских обществ. Главной задачей этих школ стало воспитание в духе православия. Однако в целом они способствовали росту грамотности населения страны. Несколько медленнее развивалось среднее образование, но и здесь число учащихся в мужских средних учебных заведениях с 1860-х до середины 1890-х гг. возросло в шесть раз и составило более 150 тыс. В женских гимназиях, епархиальных училищах и институтах обучалось 75 тыс. человек. В целях изменения социального состава учащихся средней школы И. П. Делянов в 1887 г. издал циркуляр «О кухаркиных детях», закрывший доступ к среднему образованию выходцам из низших сословий.

Наука. 1880-е — начало 1890-х гг. ознаменованы блестящими достижениями русских ученых, прежде всего в сфере естественных наук. Выдающихся успехов достигла крупнейшая в России петербургская математическая школа П. Л. Чебышева. Среди ее учеников были А. А. Марков — автор исследований в области теории чисел, теории вероятностей и математического анализа; А. М. Ляпунов, получивший мировую известность двоими трудами в области дифференциальных уравнений. Выдающийся математик С. В. Ковалевекая была первой в мире женщиной, ставшей профессором и членом-корреспондентом Академии наук. В области воздухоплавания огромное значение имели опыты А. Ф. Можайского. В 1881 г. ему удалось построить, испытать и запатентовать первый в мире самолет. Русский электротехник М. О. Доливо-Добровольский решил проблему передачи электроэнергии по проводам и разработал систему трехфазного тока (1891). В. В. Докучаев после долгих исследований опубликовал работу «Русский чернозем» (1883), классический труд нового научного направления — почвоведения. Успешные исследования в области физической химии вел

Н. Н. Бекетов. Продолжали развивать теорию химического строения ученики А. М. Бутлерова — В. В. Марковников и А. М. Зайцев. В развитие астрономии значительный вклад внесли Ф. А. Бредихин, создавший теорию кометных форм и теорию происхождения метеоритных потоков, и его

ученик А.А. Белопольский. Выдающийся русский географ и основоположник русской климатологии Л. И. Воейков совершил экспедиции по Западной Европе, Северной, Центральной и Южной Америке и Индии. В 1884 г. был опубликован его труд «Климаты земного шара». Крупных успехов достигли русские машиностроители И. А. Вышнеградский заложил основы теории автоматического регулирования. Изобретатель-самоучка Ф. А. Блинов в 1888 создал первый в мире гусеничный трактор. В конце века было сделано открытие, не нашедшее признания у современников. Калужский учитель физики К. Э. Циолковский построил простейшую аэродинамическую трубу и заложил основы ракетных летательных аппаратов (1893)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: