Виникнення експериментальної психології

Во второй половине 19 века создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. И прежде всего э.п.

Экспериментальная психология – отрасль психологии, в которой для изучения психических явле­ний эффективно применяется метод лабораторного эксперимента.

Начало экспериментально-психологическим исследованиям положил Вильгельм Вундт (1832-1920). Затем в этой области работали Френсис Гальтон (1822-1911), Герман Эббингауз(1850-1909), Эдвард Торндайк (1874-1949),. В России Иван Михайлович Сеченов(1829-1905). В Одессе- Николай Ланге (1880), в Америке – Гренвилл Стэнли Холл.

Решающее влияние естествознания на про­цесс возникновения э.п. выразилось в трех направлениях: 1. Психология заимствовала из естествознания методы исследования и, прежде всего эксперимент.

2. Внутри естествозна­ния были накоплены собственно психологические факты и некоторые частные психологические теории, проливающие свет на труднейшую проблему соотно­шения физического и психологического: теория ощущений (И. Мюллер, Г. Гельмгольц), тео­рия цветового зрения (Г. Гельмгольц, Э. Геринг), резо­нансная теория слуха Г. Гельмгольца, теория восприя­тия (Г. Гельмгольц) и некоторые другие.

3. Эволюци­онные идеи Г. Спенсера и теория эволюции Ч. Дарви­на способствовали изменению понимания психики и задач психологии.

Под влиянием эволюционных идей возникли новые самостоятель­ные области исследования.

Николай Николаевич Ланге (1858-1921) выступал апологетом экспериментального метода, Ланге создал в Новороссийском университете первую в Рос­сии университетскую лабораторию эксперименталь­ной психологии.

Френсисом Гальтон (1822—1911), биолог, антрополог, выдаю­щийся последователь Дарвина. В своей главной книге «Наследственность таланта» (1869) Гальтон выдвинул и впервые в науке статистическим методом пытался обо­сновать идею наследственности таланта.

Всех людей Гальтон делил по их природным способно­стям на классы, отделенные небольшими интервала­ми. Так, по материалам словаря современников, который содержит список из 2500 имен разных деятелей (артисты, ученые, судьи, врачи, поэты, государственные деятели, полководцы, путешественники), число наиболее избранных составило 250 личностей из миллиона людей.

Эти мысли он развивает в специальную область — евгенику.

От изучения таланта Ф. Гальтон перешел к измере­нию психических функций каждого человека с целью оценки его ума. Он ввел задачи (тесты) В 1882 г. он основал антропометричес­кую лабораторию в Лондоне.

Основатель Лондонской школы психоло­гии Чарльз Эдвард Спирмен (1863— 1945) разработал метод математической обработки корреляционных таб­лиц, применяемый с целью определения тех факторов (детерминант), которые лежат в основе корреляций между сопоставляемыми — метод анализа корреля­ций — факторный анализ и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта.

Герман Еббингауз в работе о памяти (1885) впервые вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал закон памяти на основе собственного психологического эксперимента. Память он понимал как механический процесс образования следов. Он применил материал, не связанный с прошлым опытом человека - это были бессмысленные слоги. Еббингауз ввел два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: