Эмпиризм. Фрэнсис Бэкон

Эмпиризм (от греч. етрета — «опыт») — философское направле­ние, которое отражало тот факт, что в основе науки Нового времени лежит изучение опытных данных через эксперимент. Основное пра­вило эмпиризма звучит следующим образом: «Нет ничего в рассудке, чего бы не было в опыте». Это означает, что все знание, даже самое общее и абстрактное, берется из чувственного опыта.

Основные представители эмпиризма — Ф. Бэкон, Дж. Локк (1632— 1704), Д. Юм (1711-1776), К. Гельвеций (1715-1771), Э.Б. Кондильяк (1715—1780). В основном эмпиризм был распространен в среде анг­лийских ученых.

С философией Фрэнсиса Бэкона в истории Запада возникает новая интеллектуальная атмосфера. Ему принадлежит знаменитый лозунг: «Знание — сила». Это значит, что знание является средством для завоевания могущества. По Бэкону, тот человек, который знает суть вещей и суть людей, может властвовать над ними. Он критико­вал созерцательный идеал знания, поскольку обладание знанием должно помогать человеку действовать, в его понимании действие и

Тема 13. Возникновение философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм 93

знание взаимосвязаны. Он говорил об этом так: «Что в действии наи­более полезно, то и в знании наиболее истинно».

Наука, по Бэкону, способна решать все общественные проблемы и должна служить на пользу человечества. Философ создал роман-утопию «Новая Атлантида», где предложил свой проект общества, устроенного на научных принципах. В его утопическом обществе правят ученые, которые регламентируют все стороны человеческой деятельности, а благоденствие общества обеспечивается научно-тех­ническими достижениями.

Бэкон разделял всех ученых на два типа: первый — это ученый-паук, который ткет паутину знаний из самого себя; второй — это уче­ный-муравей, собирающий факты, попадающиеся ему на пути, в одну кучу. Бэкон критиковал оба типа ученых и считал, что истин­ный ученый должен быть похожим на пчелу, которая хотя и собирает нектар из разных цветов, но имеет орган для его переработки в нечто единое — в мед. Этим он подчеркивал мысль о том, что существует единый общий корень для всех видов знания, выражающий единство природы и человеческого познания,

О природе человеческих заблуждений, учение об идолах ума. По Бэко­ну, человеческое знание сильно «засорено» различными предрассудка­ми. Мы считаем, что природа такова, какой мы ее воспринимаем. Но дело в том, что разум может привносить искажения в наше восприятие природы. Эти искажения Бэкон называл «идолами ума* и считал, что надо очистить от них разум. Он различал четыре типа идолов ума.

Идолы рода — искажения, связанные с сущностью человека как та­кового, с нашим общечеловеческим устройством. Человек так устроен, что склонен выдавать желаемое за действительное и придумывать соот­ветствия и отношения, которых в действительности нет. Приведем со­временный пример: знаменитые «марсианские каналы» на поверку оказались не более чем оптической иллюзией, но тем не менее эта ил­люзия породила другую — гипотезу о существовании на Марсе высо­коразвитой технической цивилизации. Идолы рода самые устойчивые и неискоренимые. Они присущи всему человеческому роду.

Идолы пещеры «возникают из собственной духовной и телесной природы каждого человека». Каждый из нас имеет свою собственную «пещеру» и смотрит на мир через призму индивидуальных особеннос­тей собственного восприятия на основе склонностей, привычек и ус­ловий воспитания. Нейтрализовать «идолов пещеры» можно через со­поставление и объединение индивидуального опыта различных людей.

Идолы площади, или рынка, появляются в результате неправильного употребления языка, что, естественно, оказывает влияние на воспри­ятие мира. Люди часто употребляют слова или выражения, которым на


Раздел V. Философия Нового времени

самом деле не соответствует ничего реальное. «Идолы», проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов. Во-первых, это имена не­существующих вещей, такие как «судьба», «рок» или «вечный двига­тель». Во-вторых, имена вещей существующих, но путанные и неопреде­ленные: так, понятиями «твердость», «привлекательность», «насыщенность» и т.п. обозначают довольно разные вещи. Твердым может быть и характер, и карандаш, и хлеб, и камень, хотя эти понятия не имеют ничего общего, и каждая из этих вещей по-своему твердая.

Чтобы бороться с «идолами площади», необходима работа по про­яснению и очищению смысла понятий, особенно находящихся в на­учном обиходе, так как в языке часто имеются слова, имеющие двой­ственное значение или смысл которых не определен.

Идолы театра проникают в сознание из-за беспрекословной веры в авторитеты и ложные философские системы, а также являют­ся результатом ложных законов доказательства. Бэкон считает, что проще всего избавиться именно от «идолов театра», остальные же «идолы» всецело господствуют над человеческим умом и не могут быть полностью удалены из него.

Индуктивный метод Бэкона (метод эмпиризма). Индукция (от лат. таисНо — «наведение», «выведение») — это медленное и осторожное восхождение от частных фактов к всеобщим законам.

Согласно Бэкону знание не возникает в голове ученого самопро­извольно, но приобретается в ходе осмысления данных того или иного эксперимента. Отсюда он делает заключение, что знание инду­цируется экспериментом или эксперимент «наводит» человека на знание. Бэкон предлагает новый способ получения достоверного зна­ния, который и получает название индуктивного метода. Суть его со­стоит в том, что при изучении любого явления необходимо произвес­ти его всесторонний анализ и определить как можно более полно его свойства, или, как говорит Бэкон, «простые природы». Только тща­тельно изучив все возможные проявления того или иного изучаемого свойства и отбросив (элиминировав) все, что не относится к изучае­мому явлению, можно подняться от менее общего к более общему знанию, в том числе к всеобщим категориям и принципам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: