Николай Кузанский

Николай Кузанский (1401—1464) считается первым философом эпохи Возрождения, хотя для современников он был известен прежде всего как религиозный деятель. При Папе Пие II Николай Кузан­ский дослужился до звания кардинала и был практически вторым лицом в римско-католической церкви. Славу философа ему принесла работа «Об ученом незнании».

Ученое незнание как новый метод рассуждений. Кузанский считал, что при исследовании бесконечных понятий и величин рассуждения должны иметь принципиально иной характер, чем при исследовании конечных вещей. Это обусловлено тем, что обычно размышления о тех или иных конечных вещах связаны с их соотношением с другими конечными, уже известными вещами. Простейшим примером подоб­ных соотношений является всеобщее употребление единиц измере­ния расстояний, веса, времени, давления и т.д. Но бесконечное нель­зя соотнести с чем-либо конечным.

Исследования бесконечного, которые ведутся с осознанием дис­пропорции (несоразмерности) между человеческим умом, являю­щимся конечным, и бесконечностью, которая включает в том числе и ум, Кузанский и называет «ученым незнанием».

Любая истина как нечто бесконечное недостижима, но к ней можно приближаться, опираясь на аксиому о том, что противопо­ложности в бесконечности совпадают. 6 таком случае конечные вещи можно представить в качестве противоположностей бесконеч­ным. Само представление об этих парах противоположностей дает нашему сознанию некоторые ассоциации и подобия для понимания бесконечного.

Учение о Едином. Центральное понятие в учении Кузанского — Единое. Оно есть все. Единое тождественно беспредельному, беско­нечному и не имеет своей противоположности. Под бесконечным мыслитель понимает то, больше чего ничего не может быть, и назы­вает это «максимум*. Единое же у него — «минимум».

Абсолютный максимум и абсолютный минимум, таким образом, совпадают. Абсолютный максимум единственен, потому что он есть


Раздел IV. Философия средних веков

Вопросы для самопроверки

все, и в нем все есть. Так как он абсолютен, то воздействует на все возможное, не испытывая никакого ограничения, но сам ограничи­вает все. Он есть высший предел и ему ничего не противостоит, по­этому с ним в то же время совпадает абсолютный минимум. Этот аб­солютный максимум, по Кузанскому, и есть Бог.

Бог бесконечен, поэтому все различия и противопоставления, имеющиеся в тварном мире, в Нем совпадают. Бог заключает в Себе все, является развитием всего, так как Он есть во всем. Если отстра­нить Бога от Его творений, то останется небытие, ничто. Эта философ­ская установка служит основой для пантеистического мировоззрения.

Бог и окружающий мир относятся друг к другу как целое и его части. Бог — это «бесконечный максимум»» а бесконечный мир — это «ограниченный максимум». Мир Произошел от Бога не вследст­вие сверхъестественного творения, а посредством ограничения, т.е. можно выразиться так, что мир «условно» бесконечен, а Бог бесконе­чен абсолютно. Мир есть результат «развертывания» его из божест­венных глубин.

Идея отсутствия центра мира и отсутствия его пределов. Центр и окружность космоса — это Бог, поэтому мир относительно Бога не является бесконечным, но мир нельзя помыслить и конечным, по­скольку у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Таким образом, Кузанский вводит идею отсутствия у мира стабильного центра.

Как известно, в Средневековье центром мира считалась Земля, по­этому идеи Кузанского подготавливают коперниковскую революцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: