Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Николай Кузанский




Николай Кузанский (1401—1464) считается первым философом эпохи Возрождения, хотя для современников он был известен прежде всего как религиозный деятель. При Папе Пие II Николай Кузан­ский дослужился до звания кардинала и был практически вторым лицом в римско-католической церкви. Славу философа ему принесла работа «Об ученом незнании».

Ученое незнание как новый метод рассуждений. Кузанский считал, что при исследовании бесконечных понятий и величин рассуждения должны иметь принципиально иной характер, чем при исследовании конечных вещей. Это обусловлено тем, что обычно размышления о тех или иных конечных вещах связаны с их соотношением с другими конечными, уже известными вещами. Простейшим примером подоб­ных соотношений является всеобщее употребление единиц измере­ния расстояний, веса, времени, давления и т.д. Но бесконечное нель­зя соотнести с чем-либо конечным.

Исследования бесконечного, которые ведутся с осознанием дис­пропорции (несоразмерности) между человеческим умом, являю­щимся конечным, и бесконечностью, которая включает в том числе и ум, Кузанский и называет «ученым незнанием».

Любая истина как нечто бесконечное недостижима, но к ней можно приближаться, опираясь на аксиому о том, что противопо­ложности в бесконечности совпадают. 6 таком случае конечные вещи можно представить в качестве противоположностей бесконеч­ным. Само представление об этих парах противоположностей дает нашему сознанию некоторые ассоциации и подобия для понимания бесконечного.

Учение о Едином. Центральное понятие в учении Кузанского — Единое. Оно есть все. Единое тождественно беспредельному, беско­нечному и не имеет своей противоположности. Под бесконечным мыслитель понимает то, больше чего ничего не может быть, и назы­вает это «максимум*. Единое же у него — «минимум».

Абсолютный максимум и абсолютный минимум, таким образом, совпадают. Абсолютный максимум единственен, потому что он есть


Раздел IV. Философия средних веков

Вопросы для самопроверки

все, и в нем все есть. Так как он абсолютен, то воздействует на все возможное, не испытывая никакого ограничения, но сам ограничи­вает все. Он есть высший предел и ему ничего не противостоит, по­этому с ним в то же время совпадает абсолютный минимум. Этот аб­солютный максимум, по Кузанскому, и есть Бог.

Бог бесконечен, поэтому все различия и противопоставления, имеющиеся в тварном мире, в Нем совпадают. Бог заключает в Себе все, является развитием всего, так как Он есть во всем. Если отстра­нить Бога от Его творений, то останется небытие, ничто. Эта философ­ская установка служит основой для пантеистического мировоззрения.

Бог и окружающий мир относятся друг к другу как целое и его части. Бог — это «бесконечный максимум»» а бесконечный мир — это «ограниченный максимум». Мир Произошел от Бога не вследст­вие сверхъестественного творения, а посредством ограничения, т.е. можно выразиться так, что мир «условно» бесконечен, а Бог бесконе­чен абсолютно. Мир есть результат «развертывания» его из божест­венных глубин.

Идея отсутствия центра мира и отсутствия его пределов. Центр и окружность космоса — это Бог, поэтому мир относительно Бога не является бесконечным, но мир нельзя помыслить и конечным, по­скольку у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Таким образом, Кузанский вводит идею отсутствия у мира стабильного центра.

Как известно, в Средневековье центром мира считалась Земля, по­этому идеи Кузанского подготавливают коперниковскую революцию.





Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 645; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 7610 - | 6656 - или читать все...

Читайте также:

  1. А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова
  2. Архимандрит Николай (Дробязгин)
  3. Бердяев Николай Александрович
  4. БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1784-1948). Российский философ
  5. Введение. Андрей Парабеллум Николай Сергеевич Мрочковский
  6. Внешняя политика. Крымская война окончательно похоронила и Священный союз: Николай I, спасший, по сути, Австрию в 1848 - 1849 гг
  7. Внутренняя политика Николая I. С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований
  8. Н. Кузанский
  9. Натурфилософские концепции эпохи Возрождения (Бруно, Николай Кузанский, Кардано, Телезио, Парацельс и др.)
  10. Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Н. Кузанский, В. Гилберт, Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер)
  11. Николай I
  12. Николай I: новое упорядочение в системе


 

107.20.10.203 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.