Политическая философия Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469—1527) считал себя человеком действия. Его жизненное кредо выражено в девизе: «Сначала жить, потом фи­лософствовать». Считается, что с Макиавелли начинается новая эпоха политического мышления, идеи которой выражены в самом известном произведении этого мыслителя — «Государь».

Макиавелли считал, что самым могущественным стимулом всех человеческих действий является интерес, проявления которого многообразны. Главное выражение интереса — в желании людей со­хранить и приумножить свою собственность. Макиавелли был песси­мистом в понимании человека. Он писал: «О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицеме­рию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива». Отсюда он делает вывод, что подобный неискоренимый человеческий эгоизм требует учреждения государства как высшей силы, способной поста­вить этому эгоизму какие-то пределы, привести его к установленной Норме. Государство есть дело рук человеческих, а не установление |>ога. Законы и мораль порождаются непосредственной волей Госуда­ря и не имеют всеобщего и неизменного характера.

У Макиавелли разрабатывает концепцию фортуны и ее соотноше-||й1е со свободой воли человека. Суть концепции в следующем: «Судь­ба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же поло­вину... она предоставляет самим людям». Свободная воля человека Означает максимальную возможность активных действий, так как че-

ровек является творцом самого себя. || Макиавелли использует понятие вирту, или «доблесть», для обо­значения способности к деятельности, направляемой трезвым умом и |волей, опирающейся на ум. И в особенности — волей, стремящейся ^осуществлению великих целей. Реализация вирту — дело трудное и ^недоступное подавляющему большинству людей. Обычные люди не рсяособны быть ни всецело хорошими, ни полностью дурными, пото-|му избирают в жизни средние пути, которые, с точки зрения Макиа-

Цвелли, являются самыми губительными. ' Выдающиеся люди поступают иначе. Они проявляют максималь­ную доблесть в достижении целей. Но их величие определяется также»,й тем, насколько личность проникает в потребности своего времени. |Те, чей образ действий не отвечает своему времени, утрачивают бла-! гополучие. При этом благополучие можно приобрести, хотя бы под-дажая образу действий великих людей, которые интуитивно улавли-

|»вают особенности своего времени. I, Основой социально-философской доктрины Макиавелли стало | отделение политики от морали. Это означало, что во имя блага госу­дарства оправданно любое насилие. Правитель, по мнению Макиавел-|яи, должен сочетать в себе качества льва, способного расправиться с риобым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренно-ро хитреца. Политика — это манипуляция. Такое политическое веро-

рюмство получило название ^макиавеллизм».

I'

Вопросы для самопроверки

1. В чем выражалось антропоцентрическое мировоззрение эпохи Ренес-

^санса?? 2. В чем отличие понятия фортуны в эпоху гуманизма от современного

Ц понимания? Поясните на примерах.

3. Как понималась роль Бога в творении мира в эпоху Возрождения?

4. Дайте разъяснение значения термина «пантеизм».

5. Какие идеи Николая Кузанского подготовили «коперниковскую рево-

Ц люцию»?


Раздел IV. Философия средних веков

6. Как вы понимаете совпадение противоположностей в бесконечности? Покажите это на примерах.

7. В чем идеи Джордано Бруно являлись более прогрессивными и «опас­ными» для церкви, чем учение Николая Коперника?

8. Что имеет в виду Никколо Макиавелли, когда говорит: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества».

9. Как. вы понимаете следующее изречение Макиавелли: «Фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать — таким она поддастся скорее, чем тем, кто холодно берется за дело»?

10. Как вы считаете, подражание образу действий кого из великих людей в соответствии с учением Макиавелли явилось бы в настоящий момент вре­мени эффективным способом достижения успеха в 'вашей собственной жизни? Приведите примеры и поясните, почему следует подражать образу действия именно этих людей.

Литература

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

2. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

3. Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. М., 1979—1980.

4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

5. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

6. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

7. Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1996.

8. Штекель А. История средневековой философии. СПб., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: