Иррационалистическая философия Артура Шопенгауэра

С именем Артура Шопенгауэра связывают так называемую ирра-ционалистическую философию (от лат. игаНопаИз — «неразумный»). Его философия опирается на понятие воли.

Неразделимость субъекта и объекта. Шопенгауэр считает то, с чем мы имеем дело непосредственно, миром явлений, или представ­лений. Все, что нас окружает, есть только в нашем представлении, т.е. всегда в связи с тем, кто воспринимает. Он пишет: «На сетчатке глаза предметы перевернуты, но мы-то видим их неперевернутыми, значит то, что мы видим, — это результат наших представлений».

Представления — всегда представления кого-то, некоего субъекта. Бессмысленно говорить о «мире самом по себе», так как для конкрет­ного индивида мир ровно таков, каким он его осознает. С исчезнове­нием субъекта исчезает и мир. «Все, что ни есть в познании, и самый


Раздел VI Переход к неклассической философии

мир — объект в отношении к субъекту, лишь для субъекта он и суще­ствует. Мир есть мое представление». Таким образом, ни мир, ни тот, кто его воспринимает, не существуют по отдельности. Они неотдели­мы и осмысляются только посредством друг друга.

Каждое явление — причина другого. Невозможно представить себе ни один предмет без «пространства» и «времени», которые, как пока­зал Кант, являются формами нашего сознания. Обе формы связыва­ются в единство причинной связью, на которой основывается вся рассудочная деятельность разума, и потому мир перед нами предстает как поток представлений, связанных причинно-следственными отно­шениями, т.е. каждое явление является причиной другого явления.

Сущность человеческого бытия — Воля. Но должно быть нечто без­условное, т.е. существующее само по себе, что является причиной всего остального. Чтобы найти это безусловное, мы должны обнару­жить в формах нашего сознания некий содержательный момент, от нас не зависящий, содержащий эмпирический материал. Углубляясь в себя, мы можем обнаружить, что кроме объектов внешнего мира мы независимо от нашего желания постоянно ощущаем свое тело, которое ежесекундно сигнализирует нам о своем бытии.

Мы можем убедиться, что есть два измерения нашей телесности. Первое — это восприятие тела как представления, как вещи, ничем не отличающейся от других вещей. Второе измерение приводит к ис­комому безусловному содержанию, которое, по Шопенгауэру, явля­ется Волей. Так, посредством тела мы ощущаем страдания и наслаж­дения, жажду жизни и самосохранения, наконец, свою внутреннюю сущность, самих себя. Тело — это воля, ставшая ощутимой и види­мой. Воля — это то, что действует в нас, причина поступков, усилие, а не только представление, выступающее в желаниях и хотениях.

Волю нельзя представить в качестве объекта либо субъекта, она предстает нам непосредственно. Воля является сущностью нашего бытия. Она слепа, свободна, бесцельна и иррациональна. Волевое на­чало мира толкает все существующее в природе на борьбу за право доминировать над другими. Она есть вечное становление и превра­щение, вечный переход природы от одного уровня на другой.

Воля как источник страданий. Для того чтобы себя проявлять, воля должна иметь предмет хотения. Но мировая воля ничего не может хотеть кроме самой себя, т.е. кроме постоянного проявления своего бытия. Поэтому она есть воля к жизни. Кроме того, всякое хо­тение есть неудовлетворенное стремление, конфликт, боль и страда­ния. Мировая воля утверждает свое постоянное недовольство, посто­янную борьбу и, следовательно, бесконечное страдание. Все существующее имеет волю, а, следовательно, страдание.

Тема 17 Неклассическая философия

Человек — существо, способное познавать» т.е. в нем в наиболь­шей степени -явлена воля, поэтому он страдает больше всех. Любое удовлетворение недолговечно и сама временность удовольствий явля­ется источником страданий. Например, милостыня, брошенная ни­щему, продлевает его жизнь, а вместе с ней и его страдания.

Преодоление страданий. Человек способен преодолеть череду стра­даний, если он через погружение в себя придет к пониманию сути мира как слепой и вечно конфликтующей воли. Выход, освобожде­ние, Шопенгауэр видит в искусстве и аскезе. Воспринимая произве­дения искусства, мы отдаляемся от желаний, забывая, полезен или вреден тот или иной предмет. Искусство помогает нам отделиться от воли, погрузиться в объект эстетического наслаждения и забыть о себе и своем страдании. Хотя моменты эстетического созерцания не­продолжительны, они заставляют задуматься о возможности поко­рить свою волю навсегда.

Возможность полного контроля над волей, по Шопенгауэру, дает только путь аскезы (от греч. аккези — «образ жизни», подвижничество, связанное с самоограничением). Только полный аскетизм, т.е. отказ от благ, желаний и чувственных влечений, ведет к полному подавлению воли к жизни и переходу к безволию. Отсюда — проповедь пассивнос­ти. Парализовав волю, мы устраняем и страдание. Устранение воли начинается с признания других равными себе, с исключения различий между своей и чужой индивидуальностью, так как все в равной степени несчастны. С точки зрения христианской этики — это подавление гор­дыни. Дальнейший путь — любовь и сострадание к ближним, добро­вольная нищета. Одновременно с исполнением моральных принципов необходим добровольный и полный уход из мира, суть которого воля. Человек должен сохранять целомудрие и безбрачие, что освободит его от самого сильного требования воли — воли к продолжению рода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: