Периоды творчества Канта. Творчество И. Канта принято делить на два периода, именуемых «докритический» и «критический». В «докритический» период Кант ведет натурфилософские исследования. Например, он выдвинул гипотезу, разработанную позже Лапласом, о возникновении солнечной системы из вращающейся туманности. Он также предложил гипотезу естественной истории человеческих рас и другие идеи.
Но настоящую известность и славу ему принесли три книги:
«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума^ (1788), «Критика способности суждения» (1790). Считается, что из поисков ответов на вопросы, поставленные Кантом в своих «Критиках», выросла вся современная философия: позитивизм, феноменология, экзистенциализм.
«Критика чистого разума». Под чистым разумом Кант понимает науку. Кант ставит вопрос: «Как возможна наука?» — и формулирует идею о непознаваемости мира. Он пишет, что все наше знание о
Раздел V. Философия Нового времени
мире выражается в суждениях, которые можно разделить на априорные (т.е. доопытные) и апостериорные (т.е. суждения, получаемые из опыта). Апостериорные суждения, получаемые из опыта, не могут быть необходимыми и всеобщими, так как опыт случаен и ограничен. Априорные суждения, напротив, — всеобщие и необходимые, но это означает, что они выводятся не из опыта. Априорные суждения делятся на те, которые можно построить чисто логическим путем на основе закона противоречия, их Кант называет аналитическими, и на те, которые чисто логическим путем построить невозможно, их он называет синтетическими.
|
|
Например, суждения «Треугольник имеет три угла», «Каждое тело имеет форму, протяжение, объем» являются аналитическими, так как было бы противоречием считать, что треугольник может иметь иное число углов или что тело не имеет формы, протяжения и объема. А суждения «Пространство имеет три измерения», «Сумма двух сторон треугольника больше третьей стороны», «Две прямые не могут замыкать пространства, т.е. могут пересекаться лишь в одной точке» — синтетические, так как можно построить непротиворечивые модели пространства с иным числом измерений, чем три; или пространства, в котором параллельные прямые пересекаются в двух точках, и т.д.'
В науке главное содержание составляют синтетические априорные суждения. И Кант ставит вопрос, как возможны именно такие суждения.
Он приходит к выводу, что пространство и время есть не свойства вещей самих по себе, но это априорные, т.е. доопытные формы нашего созерцания. Наше сознание так устроено, что мы воспринимаем мир трехмерным, параллельные прямые в нем не пересекаются, в мире действует ньютоновский закон всемирного тяготения и т.д. Наше сознание оформляет ощущения, порождаемые в нас воздействием внешнего мира, таким образом, что возникает тот мир, который мы воспринимаем как внешний по отношению к нашему сознанию. Этот мир, оформленный нашим сознанием, описывает наука (естествознание и математика) в виде всеобщих и необходимых синтетических суждений. Этот мир на самом деле есть мир явлений в нашем сознании, и именно его мы познаем при помощи науки. А мир, который находится вне нашего сознания, есть мир вещей-в-себе, или вещей самих по себе, и вот этот мир мы в принципе не способны познать, так как не можем же мы выйти из нашего сознания к миру
|
|
) Фактически Кант, как мы видим, задается вопросом, почему реальное пространство именно эвклидово, а не риманово, если использовать современную терминологию.
Тема 16. Немецкая классическая философия
самому по себе. Приведем фразу Канта: мы познаем в природе лишь то, что вложили в нее сами.
Антиномии разума. Антиномии означают противоречия (от лат. апНпот1а — «конфликт законов»). Таким образом, речь идет о противоречиях разума. Кант очень гордился тем, что открыл антиномии разума.
Кант пишет, что наш разум так устроен, что не может удовлетвориться познанием лишь явлений, стремится узнать мир сам по себе. И вот здесь он встречается с антиномиями, которые доказывают, что мир сам по себе непознаваем и что пространство и время есть свойства нашего сознания, а не свойства мира самого по себе.
Этих антиномий четыре, они состоят из положений, противоречащих друг другу. В то же время. Кант это показывает, каждое из этих положений можно одинаково строго обосновать логическим путем.
Первая антиномия. Тезис: мир ограничен в пространстве и имеет начало во времени. Антитезис: мир неограничен в пространстве и не имеет начала во времени. Одинаково строго можно доказать и то, и другое. Значит, делает вывод Кант, понятия «пространство» и «время» приложимы лишь к миру явлений, но не приложимы к миру самому по себе.
Вторая антиномия. Тезис: всякая сложная вещь состоит из простых, далее неделимых вещей, т.е. в конечном счете все сложено из простого и неделимого. Антитезис: ни одна из сложных вещей не состоит из простых вещей, всякую часть можно разделить на еще более мелкие части. Это означает, что понятия простоты и сложности приложимы лишь к миру явлений, но неприложимы к миру вещей, как они есть в действительности.
Третья антиномия. Тезис: в мире должна присутствовать, кроме необходимой причинности по законам природы, также свободная причинность. То есть в мире должна быть свобода. Антитезис: в мире не существует свободы, все одинаково причинно обусловлено. Получается, есть свобода и нет свободы. Можно одновременно доказать и то, и другое. Но Кант разъясняет, что на самом деле тут противоречия нет, потому что строго причинно обусловлен лишь мир явлений, а свобода есть характеристика мира вещей-в-себе.
Четвертая антиномия. Тезис: в мире должно существовать безусловно необходимое существо, т.е. Бог. Антитезис: нет в мире безусловно необходимого существа. Таким образом, можно одинаково строго доказать, что есть Бог и нет Бога. На самом деле, разъясняет Кант, это означает, что Бог — понятие не научное, но мировоззренческое, т.е. это вопрос веры, а не научных доказательств. То есть Бог не может быть предметом науки. Получается, что существуют границы научного рассмотрения.
Раздел V Философия Нового времени
«Критика практического разума». Кант раскрывает двойственную природу человека. С одной стороны, человек есть явление среди явлений, он существует в пространстве и во времени. И как таковой он подчиняется необходимым законам природы и общества. Поэтому он исходит из эгоизма, участвует в классовой борьбе или в борьбе за власть и т.д. И может изучаться естественными и социальными науками. /
|
|
Однако, с другой стороны, человек есть вещь-в-себе. Эта вторая природа человека тоже может проявиться, и тогда человек ведет себя не по законам природы и общества, но свободно. Это свободное поведение соответствует законам нравственности. Поэтому человек может действовать вопреки собственной выгоде, но по законам совести.
Кант формулирует императивный, т.е. безусловный закон свободного поведения: поступай по своей воле так, чтобы твое поведение могло быть общим законом для поведения других. То есть поступай так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Это правило, кстати, встречается уже в Библии.
Например, ты не хотел бы, чтобы другие тебя обманывали, поэтому и ты не можешь обманывать других.
Другая формулировка этого закона: поступай так, чтобы относиться к другой личности не как к средству, но как к цели. То есть нельзя использовать другого человека как средство для чего-либо.
Кант признает, что в реальном обществе осуществление этих нравственных законов в качестве нормы невозможно, потому что человек^ все равно есть, с одной стороны, явление среди явлений^ и лишь с другой стороны он есть вещь-в-себе.
Отсюда следует принципиальная невозможность построения общества всеобщей справедливости и всеобщего счастья. Создание таких обществ неизбежно будет сопровождаться еще большим злом и несправедливостью.
Итак, достичь совершенного состояния нельзя, но двигаться постепенно к все более нравственному состоянию можно,