Иммануил Кант

Периоды творчества Канта. Творчество И. Канта принято делить на два периода, именуемых «докритический» и «критический». В «докритический» период Кант ведет натурфилософские исследова­ния. Например, он выдвинул гипотезу, разработанную позже Лапла­сом, о возникновении солнечной системы из вращающейся туман­ности. Он также предложил гипотезу естественной истории человеческих рас и другие идеи.

Но настоящую известность и славу ему принесли три книги:

«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума^ (1788), «Критика способности суждения» (1790). Считается, что из поисков ответов на вопросы, поставленные Кантом в своих «Крити­ках», выросла вся современная философия: позитивизм, феномено­логия, экзистенциализм.

«Критика чистого разума». Под чистым разумом Кант понимает науку. Кант ставит вопрос: «Как возможна наука?» — и формулирует идею о непознаваемости мира. Он пишет, что все наше знание о


Раздел V. Философия Нового времени

мире выражается в суждениях, которые можно разделить на априор­ные (т.е. доопытные) и апостериорные (т.е. суждения, получаемые из опыта). Апостериорные суждения, получаемые из опыта, не могут быть необходимыми и всеобщими, так как опыт случаен и ограни­чен. Априорные суждения, напротив, — всеобщие и необходимые, но это означает, что они выводятся не из опыта. Априорные суждения делятся на те, которые можно построить чисто логическим путем на основе закона противоречия, их Кант называет аналитическими, и на те, которые чисто логическим путем построить невозможно, их он называет синтетическими.

Например, суждения «Треугольник имеет три угла», «Каждое тело имеет форму, протяжение, объем» являются аналитическими, так как было бы противоречием считать, что треугольник может иметь иное число углов или что тело не имеет формы, протяжения и объема. А суждения «Пространство имеет три измерения», «Сумма двух сто­рон треугольника больше третьей стороны», «Две прямые не могут замыкать пространства, т.е. могут пересекаться лишь в одной точке» — синтетические, так как можно построить непротиворечи­вые модели пространства с иным числом измерений, чем три; или пространства, в котором параллельные прямые пересекаются в двух точках, и т.д.'

В науке главное содержание составляют синтетические априор­ные суждения. И Кант ставит вопрос, как возможны именно такие суждения.

Он приходит к выводу, что пространство и время есть не свойства вещей самих по себе, но это априорные, т.е. доопытные формы на­шего созерцания. Наше сознание так устроено, что мы воспринима­ем мир трехмерным, параллельные прямые в нем не пересекаются, в мире действует ньютоновский закон всемирного тяготения и т.д. Наше сознание оформляет ощущения, порождаемые в нас воздейст­вием внешнего мира, таким образом, что возникает тот мир, который мы воспринимаем как внешний по отношению к нашему сознанию. Этот мир, оформленный нашим сознанием, описывает наука (естест­вознание и математика) в виде всеобщих и необходимых синтетичес­ких суждений. Этот мир на самом деле есть мир явлений в нашем со­знании, и именно его мы познаем при помощи науки. А мир, который находится вне нашего сознания, есть мир вещей-в-себе, или вещей самих по себе, и вот этот мир мы в принципе не способны по­знать, так как не можем же мы выйти из нашего сознания к миру

) Фактически Кант, как мы видим, задается вопросом, почему реальное простран­ство именно эвклидово, а не риманово, если использовать современную терминологию.

Тема 16. Немецкая классическая философия

самому по себе. Приведем фразу Канта: мы познаем в природе лишь то, что вложили в нее сами.

Антиномии разума. Антиномии означают противоречия (от лат. апНпот1а — «конфликт законов»). Таким образом, речь идет о проти­воречиях разума. Кант очень гордился тем, что открыл антиномии разума.

Кант пишет, что наш разум так устроен, что не может удовлетво­риться познанием лишь явлений, стремится узнать мир сам по себе. И вот здесь он встречается с антиномиями, которые доказывают, что мир сам по себе непознаваем и что пространство и время есть свой­ства нашего сознания, а не свойства мира самого по себе.

Этих антиномий четыре, они состоят из положений, противореча­щих друг другу. В то же время. Кант это показывает, каждое из этих положений можно одинаково строго обосновать логическим путем.

Первая антиномия. Тезис: мир ограничен в пространстве и имеет начало во времени. Антитезис: мир неограничен в пространстве и не имеет начала во времени. Одинаково строго можно доказать и то, и другое. Значит, делает вывод Кант, понятия «пространство» и «время» приложимы лишь к миру явлений, но не приложимы к миру самому по себе.

Вторая антиномия. Тезис: всякая сложная вещь состоит из про­стых, далее неделимых вещей, т.е. в конечном счете все сложено из простого и неделимого. Антитезис: ни одна из сложных вещей не со­стоит из простых вещей, всякую часть можно разделить на еще более мелкие части. Это означает, что понятия простоты и сложности при­ложимы лишь к миру явлений, но неприложимы к миру вещей, как они есть в действительности.

Третья антиномия. Тезис: в мире должна присутствовать, кроме необходимой причинности по законам природы, также свободная причинность. То есть в мире должна быть свобода. Антитезис: в мире не существует свободы, все одинаково причинно обусловлено. Полу­чается, есть свобода и нет свободы. Можно одновременно доказать и то, и другое. Но Кант разъясняет, что на самом деле тут противоре­чия нет, потому что строго причинно обусловлен лишь мир явлений, а свобода есть характеристика мира вещей-в-себе.

Четвертая антиномия. Тезис: в мире должно существовать безус­ловно необходимое существо, т.е. Бог. Антитезис: нет в мире безус­ловно необходимого существа. Таким образом, можно одинаково строго доказать, что есть Бог и нет Бога. На самом деле, разъясняет Кант, это означает, что Бог — понятие не научное, но мировоззрен­ческое, т.е. это вопрос веры, а не научных доказательств. То есть Бог не может быть предметом науки. Получается, что существуют грани­цы научного рассмотрения.


Раздел V Философия Нового времени

«Критика практического разума». Кант раскрывает двойственную природу человека. С одной стороны, человек есть явление среди яв­лений, он существует в пространстве и во времени. И как таковой он подчиняется необходимым законам природы и общества. Поэтому он исходит из эгоизма, участвует в классовой борьбе или в борьбе за власть и т.д. И может изучаться естественными и социальными нау­ками. /

Однако, с другой стороны, человек есть вещь-в-себе. Эта вторая природа человека тоже может проявиться, и тогда человек ведет себя не по законам природы и общества, но свободно. Это свободное по­ведение соответствует законам нравственности. Поэтому человек может действовать вопреки собственной выгоде, но по законам со­вести.

Кант формулирует императивный, т.е. безусловный закон свобод­ного поведения: поступай по своей воле так, чтобы твое поведение могло быть общим законом для поведения других. То есть поступай так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Это правило, кстати, встречается уже в Библии.

Например, ты не хотел бы, чтобы другие тебя обманывали, поэто­му и ты не можешь обманывать других.

Другая формулировка этого закона: поступай так, чтобы отно­ситься к другой личности не как к средству, но как к цели. То есть нельзя использовать другого человека как средство для чего-либо.

Кант признает, что в реальном обществе осуществление этих нравственных законов в качестве нормы невозможно, потому что че­ловек^ все равно есть, с одной стороны, явление среди явлений^ и лишь с другой стороны он есть вещь-в-себе.

Отсюда следует принципиальная невозможность построения об­щества всеобщей справедливости и всеобщего счастья. Создание таких обществ неизбежно будет сопровождаться еще большим злом и несправедливостью.

Итак, достичь совершенного состояния нельзя, но двигаться по­степенно к все более нравственному состоянию можно,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: