Суть учения Гегеля. Гегель полагал, что в основе всего, что существует, лежит безличное Деятельное духовное начало. Это начало он назвал абсолютной идеей. Развиваясь, Абсолютная идея проходит ряд последовательных ступеней саморазвития, далее превращается (отчуждается) в природу, которая в ходе постепенной эволюции порождает общество и человека, и через познание человеком природы и об-
Вопросы для самопроверки
щества возвращается сама к себе познанной Абсолютной идеей, или абсолютным духом. Таким образом, мир есть самопроявление абсолютного духа, суть развития которого заключается в том, что он, в конечном счете, познает самого себя.
Гегель вводит понятие диалектического развития, в котором каждый следующий этап отрицает предыдущий таким образом, что в то же время его сохраняет в качестве собственного момента. Поясним это развитие на его примере с цветком.
«Бутон исчезает, когда распускается цветок, и мы спешим с выводом, что он опровергается цветком. Как и появление плода делает цветок ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако текучая природа заставляет их быть в то же время моментами органического единства, где они не только не противоречат друг другу, но один не менее необходим, чем другой, и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».
|
|
Диалектика известна еще с античных времен как искусство ведения спора, дискуссии. Гегель понимает ее как основу всеобщего развития и метода познания. Согласно диалектике любая вещь или явление содержат в себе противоречие как источник собственного развития. Развитие начинается с этапа, который может быть представлен как тезис, но дальнейшее развитие превращает вещь или явление в собственную противоположность, которую можно представить в качестве антитезиса. Противоречия между тезисом и антитезисом разрешаются в синтезе, который может оказаться основой для дальнейшего развития.
Гегель пояснял свою мысль следующим образом: «Все, что нас окружает, может быть осмыслено как пример диалектики... Семя должно превратиться в свою противоположность, т.е. умереть как семя, чтобы стать побегом, дитя должно прекратить существовать как дитя, обратившись в свою противоположность, чтобы стать взрослым и т.д.».
Вопросы для самопроверки
1 Как известно, пространство, в котором мы живем, является трехмерным. В принципе, можно представить пяти-, шести- или десятимерные пространства. В чем, с точки зрения Канта, причина того, что мы воспринимаем именно трехмерный мир и вообще таким, каким мы его наблюдаем?
|
|
2. В «Критике практического разума» есть фраза, считающаяся выражением сути учения Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее
Раздел V. Философия Нового времени
мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Как вы думаете, почему Канта так привлекали «звездное небо» и «моральный закон»9 Что они показывают нам, на что обращают внимание, о чем заставляют задуматься?
3. Кант считал, что для человека с духовной точки зрения наиболее важно найти ответы на следующие три вопроса: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? Что означают эти вопросы? Постарайтесь найти в учебной литературе, как сам Кант отвечает на каждый из них.
4. Какова конечная цель развития Абсолютной идеи в соответствии с воззрениями Гегеля?
5. В чем принципиальное отличие Гегеля от Дж. Беркли в понимании сущности окружающего нас предметного мира?
6. Какова с точки зрения Гегеля роль человека в самопознании Бога?
7. В чем суть диалектического метода Гегеля? Приведите свои примеры действия гегелевского принципа «триады», когда «тезис» переходит в «антитезис», а затем процесс завершается «синтезом».
8. Можете ли вы каким-либо образом представить возможность перехода идеальных сущностей (логических понятий, чисел и т.п.) в материальные вещи?
Литература
1. Гегель Г. Наука логики: В 3 т. М., 1970—1972.
2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974—1977.
3. Гиренок Ф.И. Антропологические исследования. Кант и Гегель. М., 2001.
4. Гулыга А.В. Кант. М„ 1981.
5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
6. Делез Ж. Критическая философия Канта. Эмпиризм и субъективность. Бергсонизм. Спиноза. СПб., 2001.
7. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
8. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.
9. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII — начала XIX века. М., 1989.