Фридрих Ницше

Личность Фридриха Ницше является одной из самых колоритных в истории философии. Его мысли, настроения и идеи оказали влия­ние на огромное число философов, писателей, вообще мыслителей. Его способ изложения философских тем оригинален, стиль — афо­ристический, поэтический. В афоризмах Ницше переплетаются этика, эстетика, психология и т.д.

Ницше — обличитель христианства. Отец Ницше был протестант­ским священником, а сам Ницше стал одним из самых страстных об­личителей христианства, провозгласив немыслимый для религиозно­го сознания лозунг — «Бог умер!». А создателя христианской


Раздел VI Переход к неклассической философии

Церкви — апостола Павла — Ницше назвал мстителем, который на деле лишь притворился последователем Христа, сам же подлинно ос­тавался иудеем и отомстил Христу, создав совсем не такую Церковь, о которой учил Христос.

Одно из последних и, возможно, самых нашумевших произведе­ний Ницше — «Антихристианин» (1888), после публикации которого он лишился рассудка и до конца жизни больше ничего не создал. Эта книга нацелена против христианства. В ней Ницше отстаивает мысль о том, что в обществе должно быть неравенство, которое является первым условием существования прав личности. При этом в общест­ве не должно быть равенства прав у посредственностей и выдающих­ся личностей. Ницше не против посредственности, но против пре­тензий посредственности на равные права.

Приведем его слова: «Наиболее духовные — а они самые крепкие — обретают свое счастье в том, что грозило бы погибелью другим, — в лабиринте, в жестокости по отношению к себе и другим, в экспери­менте; самообуздание им в радость; аскетизм становится в них приро­дой, потребностью, инстинктом. Тяжесть задач — их привилегия, иг­рать тяжестями, которые раздавят других, для них отдых...».

Ницше против тех, кто распаляет в посредственности зависть. А от­сюда следует критика христианства, которое, с его точки зрения, вну­шает массе стремление к равенству. Он считает, что христианство переворачивает понятия истинного и ложного, оно называет истин­ным самое вредное для жизни. И наоборот, христианство объявило гре­ховными все земные ценности. В «Антихристианине» читаем: «Хрис­тианская церковь ничего не оставила нетронутым, всякую ценность обесценила, любую истину превратила в ложь, а честь — в позор».

Будущее — за расой сверхчеловеков. Ницше критикует христианство и за то, что эта религия сострадания оберегает того, кто слаб и немо­щен. По мнению философа, это преступление, так как сострадание тормозит селекцию людей, развитие расы сверхчеловеков. Он проклина­ет христианство, желая ему скорейшего конца, и ставит задачу «пере­оценки всех ценностей». Ницше говорит о себе: «Я не человек, я дина­мит, я опровергаю все, как никто и никогда не опровергал».

Христос — единственный христианин. Ницше не против Христа, напротив, он называет его «самым благородным человеком», но при этом настаивает на том, что существующее христианство очень силь­но отличается от того, чего хотел его Основатель. Философ считает, что Иисус был первым и последним христианином, и вместе с Хрис­том на кресте умерло и его Евангелие («благая весть»).

Ницше предполагает, что образ Христа дошел до нас в искажен­ном виде, так как люди, среди которых жил Христос, не способны

Тема 17 Неклассическая философия

были понять его, поскольку находились на самой низшей ступени социальной лестницы. Они были «отбросами общества» и, чтобы сде­лать Христа понятным для себя, подгоняли его образ под свои поня­тия, т.е. искажали истинный образ Богочеловека. Единственно до­стоверное знание о Христе, которое мы можем почерпнуть из Евангелия — это его жизнь и его поступки. Христос жил жизнью, ко­торая не вписывается в общепринятые законы и догматы. А его по­ступки естественны и интуитивны.

«Воля к власти». Иногда Ницше не вполне заслужено называют «пророком нацизма». К этому особенно дает повод его работа «Воля к власти», действительно ставшая руководством для разработки идео­логии нацизма. Но это последнее произведение Ницше не было им окончено, так как в 1889 г. он утратил душевное равновесие, книгу редактировала и довела до конца его сестра Элизабет Ферстер-Ницше, исказив многие мысли философа. Она хотела использовать работы брата для национального возрождения немецкого народа.

В этом произведении раскрывается, что в основе человеческих Поступков лежит сознательная или бессознательная воля к власти. Эта идея базируется на теории Чарльза Дарвина о борьбе за сущест­вование в природе, но применительно к человеческому обществу.

«Так говорил Заратустра». Теория «нового» человека, сверхчеловека, является центральной в философии Ницше и развивается в работе «Так говорил Заратустра» (1886). Заратустра ставит задачу совершить переоценку всех ценностей, поскольку, как он считает, «многое, что у одного народа называлось добром, у другого называлось глумлением и позором». У каждого народа свое понимание морали, у каждого свое понимание предназначения и цели своего развития, а должна быть одна-единственная цель — формирование сверхчеловека.

Существующий человек — это лишь «натянутый над пропастью канат», мост между животным и сверхчеловеком. Ценность человека не в том, что он есть, а в том, чем он может стать, но для этого надо его преодолеть, превозмочь, т.е. избавить человека от «человеческо­го». Сверхчеловек — тот, кто заменит умершего Бога, тот, кто свобо­ден'во всем и определяет свою жизнь сам, кто может переступить черту дозволенного обыкновенным людям.

Согласно Ницше наиболее близок к идеалу «сверхчеловека» из исторических персонажей Гете, обладавший сильной чувствен­ностью, разумом и волей, противоречивость которых ему удалось в себе обуздать и сделать себя цельной, свободной личностью, заяв­ляющей жизни «да».

Заратустра провозглашает идею вечного возвращения. Все повто­ряет себя в бесконечном кругообороте. При этом имеется в виду по-


Раздел VI. Переход к неклассической философии

вторение не только каких-то мыслей, открытий, типов общественно­го устройства, но и рождения вновь уже живших ранее людей с по­вторением их поступков и судеб. Учение о вечном возвращении от­вергает надежду на будущее райское блаженство, так как существует только настоящее и именно эта жизнь является вечной и бесконеч­ной, а не мифическая загробная жизнь.

Моральные идеи Ницше. Ницше считал, что сами по себе те или иные явления не моральны и не аморальны. Сама по себе мораль не существует. Это лишь полезное человеческое изобретение для само­сохранения общества и господства в нем. В произведении «По ту сто­рону добра и зла» (1886) он говорит о том, что существует два основ­ных типа морали — мораль господ, основанная на силе и отстаивании своих прав, и мораль рабов, основанная на смирении и слабости. Но, если «господа» сильнее, то «рабы» умнее и не вступают с первыми в открытую конфронтацию, а исподволь навязывают в качестве абсо­лютных моральные ценности толпы.

Эта тенденция наиболее сильно проявляется в христианстве, ко­торое превозносит слабость и кротость лишь из зависти к чувству ' гордости и самоуважения «господ». Настоящая цель «рабов» — зака­балить своей моралью всех, в том числе и «господ», чтобы они при­знали рабскую мораль в качестве всеобщей и приняли ее по отноше­нию к себе. После того сильные уже не могут свою силу и агрессию направлять во вне, а вынуждены направлять внутрь себя. Из этого обращения во внутрь порождается весь внутренний мир человека.

Принципы морали, закрепленные государством в законах и охра­няемые им с помощью наказаний, породили сублимацию страстей, силы и свободного духа в творчестве. При этом по-настоящему творить способен только «господин», так как «нищему духом» просто нечего сублимировать. Ницше отмечал, что «слабые» не такие уж кроткие и безобидные. Им приятно видеть чужие страдания, так как человеку во­обще свойственно испытывать наслаждение от причинения страданий или от одного их вида. Он пророчествует о том, что когда-нибудь злоб­ная энергия «слабых» людей вырвется наружу и произойдут великие войны из-за философских и идеологических доктрин. События XX в. убедительно показали правоту предсказаний Ницше.

Вопросы для самопроверки

1. Имеем ли мы дело, с точки зрения Шопенгауэра, в нашем восприятии окружающего мира с миром самим по себе?

2. В молодости Шопенгауэр увлекался восточными религиями. В резуль­тате в своей работе «Мир как воля и представление» он сравнивает мирское знание с «покровом Майи» и считает, что явь и сон очень сходны. Какие из

Тема 18 Карл Маркс и марксизм

развиваемых Шопенгауэром идей позволили ему сделать подобное заключе­ние?

3. Существует ли нечто независимое от наших представлений, безуслов­ное, что может нам дать неискаженную информацию? Как можно (если можно) обнаружить это «нечто»?

4. Как взаимосвязаны между собой телесность и воля?

5. Шопенгауэр считал, что человек обладает тремя высшими благами жизни: здоровьем, молодостью и свободой, которые он тем не менее считал «отрицательными величинами». Почему?

6. Что означает заявление Ницше: «Бог умер»?

7. Какими качествами, по Ницше, должен обладать сверхчеловек?

8. Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников ровершил свое преступление для того, чтобы «перейти черту», отделяющую простых людей от великих. Однако преступление не сделало его великим. Почему? Значит ли это, что для величия надо иметь какие-то иные качества, чем способность перешагнуть норму, закон? Какие это каче­ства? Имеются ли они у «обычных» людей? По вашему мнению, каких людей следует называть «великими», а каких простыми?

9. Ницше считал, что и кроткие носители духовности, например, хрис­тиане, испытывают наслаждение и радость от причинения страданий другим. Согласны ли вы с этим утверждением? Действительно, как можно понять обещание христианина в ответ на неугодный поступок более сильного чело­века (например, начальника), что «Господь все видит» и накажет обидчика? Не являются ли подобные «предостережения» срытой формой мстительной радости?

Литература

1. Гуревич П.С. Этика А. Шопенгауэра. М., 1991.

2. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М., 1991.

3. Кириленко Г.Г. Беспокойство духа: философия Ницше. М., 1992.

4. Клоссовский П. Ницше и порочный круг. СПб., 1997.

5. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990.

6. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1992.

7. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: