Структурализм (от лат. ЛгисШга — строение, порядок, связь) возник в середине XX в. как научное направление в гуманитарных науках и доминировал в основном во Франции. Структурализм — это такой философский метод, в основе которого лежит идея структуры как совокупности отношений и правил, касающихся ее элементов. Структурализм обращает внимание не на «бытие», а на «отношение». В первую очередь он пытается объяснить человека с позиции его отношений и взаимосвязей, его включенности в остальной мир.
По мнению последователей структурализма в основе бытия лежат некие базисные структуры, являющиеся реальностью, определяющей ход истории и человеческую судьбу. В этом смысле человеческая жизнь жестко детерминирована этими структурами. Человек не обладает свободой, его перспективы пессимистичны, а история не имеет никакого прогресса.
Видными представителями структурализма являются К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Ролан Барт (1915—1980); постструктурализма — М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар и др. Большинство этих мыслителей внесли также значительный вклад в разработку философской концепции постмодернизма.
|
|
Структурный метод Ф. де Соссюра. Первоначально структурный метод был разработан и применен в лингвистике швейцарским ученым Фердинандом де Соссюром (1857—1913). Основные идеи его работ, взятые позже на вооружение структуралистами и постмодернистами, заключаются в следующем:
• язык — упорядоченная система знаков, в которой можно выделять уровни разной степени сложности. Способность языка выражать те или иные смыслы заключается во взаимосвязи каждого его элемента с другими;
• язык как и любая знаковая система функционирует благодаря различиям между ее элементами, т.е. то или иное слово имеет конкретный смысл благодаря отличию от других слов;
• нет прямой взаимосвязи между звуковым или изобразительным выражением знака и тем смыслом, который он выражает. Например, в разных языках обозначение одних и тех же предметов звучит по-
Тема 23. Структурализм
разному: стол (русский яз.), 1пе 1аЫе (английский яз.). В языке жестов кивание головой у большинства европейских народов означает согласие, тогда как у болгар — отрицание.
Идеи, привнесенные в философию Соссюром, повлияли на ее развитие таким образом, что объявлялось об устранении извечного дуализма между идеализмом и материализмом за счет привнесения в мир нового элемента — знаковой структуры. Знаковые структуры, кроме языка, стали находить в политике, экономике, социальных отношениях, культуре и т.п.
Леви-Строс: антропологический структурализм. Клод Леви-Строс (р. 1908) — французский философ и антрополог. Изучая сначала отношения родства в той или иной культуре, а затем, используя те же методы для изучения более общих структур и понятий, он пришел к выводу, что тот или иной смысл возникает, когда определенные единицы структуры — смысловые элементы — интегрируются в систему. Эта интеграция происходит по совершенно определенным, но неосознаваемым мышлением законам. Например, он показал, что родственные связи у разных народов, в том числе самых примитивных и нецивилизованных, бессознательно формируются так, чтобы исключить близкородственные браки. В примитивных культурах существует даже обязательство обмениваться женщинами из разных кланов, что ведет к расширению родственных связей, к необходимости сотрудничества, большей социальной стабильности, особенно во время войн или голода.
|
|
Онтологическая сущность «человеческого духа». Леви-Строс для объяснения запрета на близкородственные браки исключал аргументы генетического или морального порядка и основывался на проявлениях врожденных психических установок человечества. Запрет на браки с женщинами, которые находятся «рядом», и передача их мужчинам из других кланов ^— это модель расширяющейся группы. В подобных установках он видел выражение онтологической (основополагающей, бы-тийственной) сути «человеческого духа» вообще. Этот «человеческий дух» — не что иное как бессознательное, образованное категориями и выступающее в виде матрицы для всех иных структур. Именно эти бессознательные структуры рукбводят жизнью общества, направляют историю, которая на самом деле лишена какой-либо цели или смысла.
«Мифы думают о людях без их ведома». Элементарные или глубинные структуры мышления Леви-Строс исследует, изучая мифологию и мышление «примитивных обществ». Он обнаружил, что первобытное мышление, как и мышление цивилизованных людей, имеет логическую структуру. Это относится, в частности, к мифам, задача которых состоит в классификации и осмыслении тех или иных явлений жизни.
Раздел VII. Современная западная философия
Леви-Строс выделил в мифах ряд наиболее часто встречающихся оппозиционных пар, таких как «герой — жертва», «отец — мать», «друг — враг», «мягкое — жесткое» и показал, что они присущи всем мифам вообще вне зависимости от места и времени их происхождения. Это дало ему основание заявить, что человеческий дух детерминирован мифическими структурами, управляем ими и что «мифы думают о людях без их ведома». Поскольку обычаи и нравы народов, само поведение людей определяются внутренними бессознательными структурами, Леви-Строс делает вывод об иллюзорности человеческой свободы.
Жак Лакан: структурный психоанализ. Жак Лакан (1901—1981) — французский психоаналитик и философ, основатель «структурного психоанализа» ^ в своем творчестве обращался ко многим проблемам, которые в основном идейно связаны с психоанализом и лингвистикой. Призывая вернуться к идеям Зигмунда Фрейда, он считал, что осваивать их надо творчески. Следует заметить, что наряду с экзальтированным почитанием многими поклонниками личности Лакана крупные ученые-психологи критически отнеслись к его идеям, он был даже исключен из Международного психоаналитического общества.
Разрыв между «Я» и «Оно». По Лакану, бессознательное может сообщать массу информации, так как «Оно» постоянно «говорит*, следовательно, структурировано как язык и может изучаться с помощью структурной лингвистики. Задача психоанализа — восстановить разрыв между двумя частями нас самих — между «Я» и «Оно», которые говорят на разных языках, а потому не понимают и не знают друг друга.
«Стадия зеркала». Основой всей лакановской концепции является триада измерений человеческого существования «Реальное — Воображаемое — Символическое». Исходной для разработки этой концепции стала идея стадии зеркала. Стадия зеркала проявляется у ребенка в возрасте от 6 до 18 месяцев и характеризуется способностью узнавать свое отражение в зеркале. Смысл этого события заключается в прохождении человека через механизм самоидентификации. Лакан говорит не просто о стадиях узнавания ребенком себя в зеркале. Зеркало лишь образ, показывающий механизм освоения своего тела. Зеркальная стадия делится на три фазы: 1) ребенок воспринимает зеркало как нечто реальное и пытается понять, что это такое;
|
|
2) затем приходит восприятие зеркала как нечто нереального; 3) признание зеркального образа как собственного отражения. В телесном выражении происходит осознание отдельных частей тела ребенка (ручки, ножки и т.д.) как некоего единого целого, относящегося к тому, кто его воспринимает и исследует (т.е. к себе самому).
Порядок «Реального». Стадия зеркала описывает вхождение человека в порядок «Воображаемого». Воображаемое — это компенсация
Тема 23. Структурализм
нехватки Реального, которое в свою очередь может быть обозначено как отсутствие какого-либо различия или нехватки. Реальное — это опыт абсолютной полноты, который младенец получил, пребывая в утробе матери. По Лакану, феномен человека возникает в тот момент, когда у младенца рвется связь с Реальным. Это происходит, когда прекращается ощущение единства с телом матери и возникают те или иные потребности («нехватка»), ранее удовлетворяемые в материнской утробе автоматически.
Эго как воображаемая идентичность. Рождаясь в мир, человек выбрасывается в «неестественные» для него измерения существования, где нехватка Реального ведет к травматизму человеческого существования и возведению этого травматизма в новое качество. Человек оказывается расколотым надвое: «Я» как бесформенный, фрагментарный внутренний опыт и «мое Я» — идеальную внешнюю форму, в которую облекается этот опыт. Целостным, идентичным человек может быть только при совпадении этих двух частей личности, но «мое Я» всегда находится на неустранимой дистанции от «Я». Попытка обрести реальную целостность приводит личность к воображаемой идентичности, которая, по Лакану, и является тем, что обычно называют Эго. В лакановской теории оно выражает иллюзорный идеал, но в отличие от принятых в неофрейдизме концепций, приветствующих усиление Эго, он считает, что с усилением Эго увеличивается внутренний раскол и депрессивностъ личности.
|
|
«Символическое» как попытка удовлетворения желания. «Символическое» — это способ отношения к миру, проявляющийся в попытке удовлетворить желание. Но желание в отличие от потребности не знает удовлетворений (так как будучи удовлетворенным, оно перестает быть желанием), поэтому Символическое сопряжено с запретом, который выражается, например, во фрейдистских Эдиповом комплексе и комплексе кастрации. Для Лакана Символическое — это не только запреты инцеста, развивающиеся через детские сексуальные комплексы, но и все, что в культуре встает между субъектом и объектом желания (обычаи, законы, нормы, правила и т.д.) и выражаемое языком.
Таким образом, после того, как Реальное исчезает вместе с самоидентификацией личности и заменяется Воображаемым, которое вступает в диалектику воображаемых отношений с Другим, язык становится источником вторичной Символической идентификации личности. В лакановской триаде Символическое является той силой, которая доминирует и над Реальным, и над Воображаемым, а понятие языка в его концепции оказывается центральным не только для определения сущности Символического, но и для всего структурного психоанализа в целом.
Раздел VII. Современная западная философия
Мишель Фуко и постструктурализм. Мишель Фуко (1926— 1984) — французский философ, культуролог и историк, применив структуралистские идеи к истории, пришел к выводу, что в ней нет никакого прогресса, она не имеет никаких конечных целей и по большому счету бессмысленна. Культуру, по его мнению, формируют некие эпистемы, под которыми имеются в виду системы всех отношений, существующих в ту или иную историческую эпоху между разными областями знания. Например, математика на определенном этапе человеческого развития стала использоваться для исследований в области физики, а теория эволюции явилась моделью для историков, психологов и социологов. Эти «эпистемические структуры» действуют на бессознательном уровне и качественно определяют разные области знания. Кстати, известный швейцарский психолог Жан Пиаже (1896—1980) отметил фактическое сходство «эпистем» Фуко с «парадигмами» Томаса Куна.
Дискурс. Каждой культуре соответствует своя эпистемическая структура, образованная благодаря определенному набору знаков, которую можно определить или выделить при помощи дискурсивной практики. Дискурс (от лат. сИзсигзпз — довод, аргумент) — это анализ совокупности высказываний, объективирующий содержание сознания. Дискурс может не подчиняться правилам науки и даже носить игровой характер. Фуко рассматривает дискурсы «как практики, которые систематически образуют объекты, о которых они говорят».
Согласно Фуко все люди вовлечены в дискурсивные практики. Благодаря этому у личности формируется воля к желанию, знанию, власти, морали и эстетическим ценностям. Можно сказать, что человек становится таковым в активной практике дискурса, которая ведет к внутренней переоценке ценностей и правил. Эта практика под воздействием внешнего окружения происходит в человеке постоянно, одни установки личности рассеиваются, заменяясь другими. Фуко называет этот процесс «субъективацией», так как с его помощью происходит постоянное конструирование субъекта, его уникальной индивидуальности. Схожие процессы характерны и для общества. Если в нем не ведется постоянный дискурс, то начинается застой, появляются жесткие, малоизменяющиеся структуры, что в свою очередь ведет к появлению различных форм тоталитаризма, которые устраняются возвращением к дискурсивным практикам.
Возможности человеческой свободы. Фуко, говоря о целях своего творчества, писал: «Все мои исследования направлены против идеи всеобщих необходимостей в человеческом существовании. Они подчеркивают произвольный характер человеческих институтов и показывают нам, каким пространством свободы мы еще располагаем и каковы те изменения, которые мы еще можем осуществить».
Литература
Вопросы для самопроверки
1. В чем выражаются особенности структурализма как философского метода? Чем занимается структурная лингвистика?
2.'Перечислите основные идеи структурализма относительно мира, истории, прогресса, человека, его свободы и судьбы.
3. Как вы понимаете идею структуралистов об устранении извечного дуализма между идеалистами и материалистами за счет введения в мир нового элемента — знаковой структуры?
4. Что в человеческом обществе согласно идеям Леви-Строса лежит в основе запрета на близкородственные брачные союзы? Выразите в доказательной форме свое отношение к этим идеям философа.
5. Как вы думаете, с точки зрения антропологического структурализма чье мышление более совершенно — современного или первобытного человека? Свою точку зрения обоснуйте.
6. В одной из работ по анализу мифов Леви-Строс писал, что «мифы думают о людях без их ведома», а также «мифы в определенном смысле обмениваются мыслями между собой». Попробуйте объяснить, что имел в виду исследователь.
7. Чем занимается структурный анализ? В чем его принципиальное отличие от классического психоанализа Фрейда?
8. В чем суть «зеркальной стадии» в развитии ребенка? Для объяснения каких механизмов Лакан привлекает образ зеркала?
9. Найдите то об&ее, что объединяет понятие «эпистемы» Фуко с понятием «парадигма» Куна. Есть ли, на ваш взгляд, различие в этих понятиях и в чем они проявляются?
10. Проанализируйте в свете концепции дискурса следующее выражение Мишеля Фуко: «До XIX века не было безумия — его создала психиатрия».
Литература
1. Барт Р. Избранные работы. М., 1994.
2. Бодршяр уХГ~6истема вещей. М.,1995.
3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,. 1996.
4. Кохановскш В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д, 1999.
5. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
6. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.
7. Фуко М. Археология знания. Киев., 1996.
8. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
9. Чуешов В.И. Введение в современную философию. М., 1998.
Раздел VII. Современная западная философия