Течение русской мысли, получившее название славянофильство, известно тем, что его представители развивали учение о возможности построения на основе русского православия новой особой культуры, которая заменит собой западную культуру, так как, по мнению славянофилов, Западная церковь уже давно отошла от подлинного христианства.
Главой группы «старших» славянофилов являлся по общему признанию Алексей Степанович Хомяков (1804—1860). Кроме него в эту группу входили И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин (1819—1876), К.С. Аксаков (1817-1860).
Философски система Хомякова. Основой философской системы Хомякова являлась церковность православного сознания. Церковь в учении Хомякова — это «духовный организм», сущность которого — «единство благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати». Если, по Чаадаеву, задача Церкви состоит в построении Царства Божия на земле, то для Хомякова этой задачей является одухотворение самой жизни, приближение к общению с Богом человека, обратившегося в веру.
|
|
Иранство и кушчтство. Сама Церковь — это не коллектив индивидуальных членов общества, а духовный союз, единый организм. И потому хотя Церковь и играет определенную роль в истории, но эта роль отражается в основном в борьбе двух противоположных начал — иранского и кушитского. В каждом человеке действует в большей степени то или иное начало. Тип людей, у которых преобладает искание свободы, — это иранский тип, а у которых преобладает подчинение необходимости, — кушитский. Преобладание этих начал отражается не только в отдельных индивидуумах, но и на целых народах, а также в религиях. Так, по мнению Хомякова, иранство выразилось в христианстве, которое является религией свободы, и в первую очередь в православии.
Особое призвание России. Хомяков связывал избранность России с тем, что русский народ обладает уникальным качеством — он самый смиренный в мире народ. Признавая монархию как форму власти, которая сможет реализовать «русское избрание», мыслитель придерживался утопической идеи о возможности органичных отношений между царем и народом и вообще устройстве всего общественного бытия на неформальных отношениях, основанных на свободе и любви.
Принцип общинности. В социальном устройстве общества Хомяков отдавал первенство сельской общине как выразительнице социальной целостности или соборного начала. Соборность — это «единство во множестве», сохранение индивидуальности в человеческой
Тема 25. Возникновение русской философии
общности. Именно православие и общинность, по мнению Хомякова и других славянофилов, порождают своеобразие русской истории. Россия развивается органически, «русская земля не построена, а выросла» на соборных началах в отличие от европейских государств, где в основе лежит завоевание, и потому они являются «искусственными созданиями» и в них господствует «дух личной отделенное™», погоня за материальным благополучием. В России же главную роль играют духовные ценности. •
|
|
Критика размышлений Чаадаева. Хомяков был одним из первых, кто выступил с критикой и опровержением идеи «подражания Западу», выраженной в первом философическом письме Чаадаева. Он не соглашался с Чаадаевым, что в прежней России не существовало ничего доброго и плодотворного. Хомяков согласен с тем, что русский народ неграмотен и имеет много недостатков, но зато он справедлив, в нем отсутствует стремление к насилию и завоеванию чужих территорий. Философ призвал просвещенных людей России обратиться к изучению истории нашей родины, найти подтверждение, что в ней было много важных событий, много прекрасных страниц. Его призыв не остался без ответа.
Одним из первых откликнулся Иван Васильевич Киреевский, написавший статью «В ответ А.С. Хомякову». Эта статья стала своего рода программным документом славянофильства. В ней Киреевский признавал, что в русском человеке одновременно присутствуют и «старые» национальные элементы, и «новые» западные заимствования. Киреевский задался вопросом: «...какое оба они должны принять направление, чтобы действовать благодетельно?». Для этого он разбирает западную и российскую культуры и приходит к выводу, что отличительные черты западного сознания и быта сформировались во взаимодействии католического христианства с миром необразованных варваров, разрушивших Римскую империю, и классического мира древнего язычества. В конечном счете это привело к господству рационализма в западной цивилизации и сделало собственные коренные начала Запада чуждыми ему самому.
«Перекосы» в реформировании российского общества. Отметим, что ни Киреевский, ни Хомяков не являются противниками западного просвещения, напротив, они подтверждают, что сами пользуются плодами этого просвещения. Они приводят в пример Петра I, который, по их мнению, чувствовал, что добиться успехов во внешнем прогрессе и могуществе можно, лишь переключив сознание с культа на культуру. Но его увлечение реформами привело к определенному перекосу, что вызвало замену некоторых вполне положительных и важных элементов русской национальной жизни на западные.
Раздел VIII Русская философия
К таким перекосам они относят переход высшего общества с русского языка на французский, увлечение деизмом, вольтерьянством, масонством, моду на все заграничное. Это в свою очередь привело к отрыву просвещенной и богатой части общества от основной народной массы, к потере традиций, забыванию своей истории.
Суть славянофильского движения иногда понимается как призыв к возврату русского быта в допетровские времена. Но это не вполне верно. Хомяков и Киреевский призывали не к возрождению старины, а к сохранению духовных корней, которые только и могут просеять напор всего дурного и оставить все доброе. Отсюда проистекает славянофильская концепция просвещения в России, смысл которой в том, что России совершенно необязательно проходить все исторические этапы, которые прошел Запад, и что можно напрямую использовать его достижения с целью усиления роли России в созидании общечеловеческой цивилизации.
Задачей славянофилов было отстоять чувство национального самосознания, достоинства русского народа и самобытности русской истории. Они видели, как западные идеи постепенно расшатывали и подтачивали религиозные основания европейской цивилизации, и потому хотели спасти русскую самобытную культуру, основанную на православии, противопоставить ее европейской цивилизации. Славянофилы считали необходимым всесторонне изучить историю, культуру, быт, религиозную веру самого русского народа. Таким образом, они видели в русских народных началах, в быте, в его православной вере противостояние истинной христианской культуры западной цивилизации. Задача России определялась как сохранение и возможное восстановление в будущем полноценной христианской культуры, сохраненной русским православием, во всей Европе.
|
|
Основная ошибка славянофилов, по мнению некоторых философов, заключается в том, что за «русское» они стали принимать «христианское» вообще.