Тема 25. Возникновение русской философии

Знакомство Древней Руси с философией. Русская философия как самобытная система взглядов и мировоззрений начала развиваться только в XIX в. Существует, правда, точка зрения, отождествляющая зарождение русской философии с принятием Русью в 988 г. христиан­ства. Все же будет правильнее считать, что с этого времени началось не само философствование, а знакомство с философией. В этот период на территорию Древней Руси стали попадать сочинения Отцов Церкви, которые переводились на церковнославянский язык, а идеи, заложен­ные в этих книгах, мало-помалу передавались через образованное ду­ховенство к остальной массе православных верующих.

Выдержки переводов из богословско-философских произведений православных авторов имелись на Руси уже в XI в., а к XII в. появил­ся перевод богословской системы св. Иоанна Дамаскина. Особую по­пулярность имела его работа «Точное изложение православной веры». В XIV в. были переведены сочинения Дионисия Ареопагита с комментариями св. Максима Исповедника.

Первые русские ученые и философы. Попытки собственного успеш­ного теологизирования были предприняты в XVII в. митрополитом Петром Могилой (1596—1647), а в XVIII в. — епископом Феофаном Прокоповичем (1681—1736). Самобытные элементы светской филосо­фии встречаются в работах замечательного государственного деятеля и историка того времени Василия Никитича Татищева (1686—1750). Он сделал попытку найти закономерности в развитии человеческого об­щества и обосновать причины возникновения государственной власти.

Первым же русским философом по праву можно назвать Григо­рия Сковороду (1722—1794). Его называют русским Сократом. Он до­казывал то, что подлинное знание и жизнь в высшем понимании со­впадают, создал учение о «внешнем» и «внутреннем» человеке, а своей главной задачей считал найти то, для чего человек создан,

в чем его «сродство».

После «открытия» Петром I России для Запада оттуда активно проникают различные идеи и философские системы. В XVIII в. среди русского дворянства особенно распространяются вольтерьян-


Раздел VIII. Русская философия

ство, приветствовавшее вольнодумство, и масонство, связанное с ре­лигиозным мистицизмом. Особо можно выделить еще одно течение, носящее религиозно-философский характер, которое характеризует­ся тем, что, оставаясь в рамках христианства, отошло от Церкви. Его ярким представителем был Михаил Васильевич Ломоносов (1711— 1765). Он попытался объединить принципы науки и религии, прими­рить их между собой. Ломоносов замечал: «Неверно рассуждает мате­матик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на псалтыре можно научиться астроно­мии дли химии». Ломоносов стал выразителем новой для русских людей религиозно-философской позиции, в которой свобода мысли не мешает искреннему религиозному чувству.

Среди заметных русских мыслителей XVIII в. особо выделяют Александра Николаевича Радищева (1749—1802). В молодости он вместе с одиннадцатью другими юношами был послан императрицей Екатериной II на обучение в Лейпцигский университет, где сумел по­стичь философские воззрения многих замечательных мыслителей За­пада: Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, Ш. Монтескье, К. Гельвеция, Г. Лейбни­ца. Западный образ жизни и тип мышления сильно отразились на Радищеве, который после возвращения на родину начал выступать против самодержавия и крепостного права. Свои взгляды он выразила книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), за которую был сослан в Сибирь. Философское значение имеет другая его книга — «О человеке, о его смертности и бессмертности» (1796). В ней он при­ходит к заключению, что душа проста, неразделима и бессмертна, а цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству.

На рубеже XVIII и XIX вв. жил и творил еще один талантливый исследователь и мыслитель, оказавший значительное влияние на умы соотечественников, —'Николай Михайлович Карамзин (1766—1826). Он был лично знаком с такими выдающимися западными философа­ми, как И. Кант и И. Гердер (1744—1803). Карамзин вел большую просветительскую деятельность, призывая к освоению европейского философского наследия. Он искренне считал, что Россия не только в географическом отношении, но и в культурно-историческом являет­ся неотделимой частью Европы. Он был сторонником опытного зна­ния, верил в силу разума и творческий потенциал человеческого гения. Для него была характерна терпимость (толерантность) к рели­гиозным и философским взглядам других людей. Карамзин говорил:

«Тот есть для меня истинный философ, кто со всеми может ужиться в мире; кто любит и несогласных с его образом мысли». Он выдвинул ряд философских идей относительно истории, например то, что она есть «вечное смешение истин с заблуждениями и добродетели с поро-

Тема 25. Возникновение русской философии

ком». Занимаясь исследованием российской историй, Карамзин при­шел к выводу о священном характере самодержавной власти, сила которой не в формальном праве и законности, а в совести монарха, осуществляющего «отеческое» правление.

Возникновение систематической философии. Возникновение систе­матической философии в России следует отнести к началу XIX в., когда в высшем русском обществе уже были широко известны и усвое­ны учения немецких философов-идеалистов — И. Канта, И. Фихте, Ф; Шеллинга и Г. Гегеля. Именно с увлечения немецким идеализмом пошло серьезное изучение философии в России. Среди ученых и мыс­лителей, оказавших значительное влияние на возникновение и станов­ление русской философии, следует назвать Д. Велланского (1774— 1847), М.Г. Павлова (1793-1840), А.И. Галича (1783-1848), поэта В.А. Жуковского (1783-1852). С 1823 г. по 1825 г. в Москве действует философский кружок «Общество любомудров». Его членами были очень молодые люди, многие из которых впоследствии стали яркими русски­ми философами: В.Ф. Одоевский (1803—1869), Д.В. Веневитинов (1805-1827), И.В. Киреевский (1806-1856), С.П. Шевырев (1806-1864), М.П. Погодин (1800-1875), А.И. Кошелев (1806-1883). Нефор-, мальным лидером «любомудров» был Дмитрий Владимирович Веневи­тинов, которого современники характеризовали как исключительно даровитого человека (он окончил университет всего за 1,5 года). Вене­витинов считал, что философия — это прежде всего «учение о позна­нии», интуиция является источником идей, «чувство порождает мысль», эстетика есть связующее звено между искусством и филосо­фией, а истинные поэты всегда были глубокими мыслителями. Он вы­двинул идею о необходимости построения самостоятельной русской философии. К сожалению, его гений не успел расцвести. Веневитинов умер очень рано, на 22-м году жизни.

Характеризуя русскую социально-философскую мысль первой половины XIX в. в целом, следует отметить, что она была направлена в первую очередь на определение роли и места России в мировом исто­рическом процессе. Катализатором процессов национальной само­идентификации явилась мысль П.Я. Чаадаева о России как особом мире, непохожем ни на Запад, ни на Восток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: