Мераб Константинович Мамардашвили (1930—1990) — признанный классик современной философии. По его мнению, «философия — не профессия, а темперамент и способ жизни, и я не могу вам сообщить никакой суммы знаний, а могу только передать нечто совершенно интимное и потому рискованное в смысле понимания».
Философия как форма индивидуального самосознания. Главным предметом философии Мамардашвили является феномен сознания, концепция философии как формы индивидуального • самосознания. Свою мысль он разъяснял следующим образом. Все человеческие изобретения, институты, нравственные нормы, мысленные образования, все, что содержится в человеческой памяти и передается культурой, есть совершенно особые вещи, которые сами по себе не живут, в отличие, к примеру, от деревьев. Деревья существуют вне зависимости от нашего сознания и воспроизводятся природой. А любая нравственная, юридическая или какая-либо другая норма жива только в той мере, в какой постоянно воспроизводится внутреннее условие ее существования, состоящее в том, чтобы в каждый момент времени достаточно большое количество людей, невзирая ни на что, даже ценой собственной жизни, шло на то, чтобы эта норма существовала.
«Отрицательная онтология»-личности. Мамардашвили понимал под этим способность личности отказаться от мира, с которым она срослась. По его мнению, сами антропологические свойства человека, определяющие его «человечность», — это и есть то, что мешает человеку мыслить реально, что отгораживает его от самого себя, от своего призвания и предназначения в мире. Чтобы мыслить или философствовать реально, личность должна поставить саму себя на предел, «за которым в лицо глядит облик смерти». Под пределом понимается такая ситуация, в которой человек был бы готов расстаться с самим собой, каким он был до наступления «предельного» события. Это, в свою очередь, дает личности ощущение себя как творческого начала. Примером такой предельной ситуации является инсценировка смертной казни петрашевцев, после которой Ф.М. Достоевский, реально переживший это событие в ожидании собственной смерти, не просто изменил свои взгляды на людей и общественное устройство, но вышел на их новые, недосягаемые до того глубины, раскрытые им в его последующем творчестве.
«Реальная» и «профессиональная» философии. Мамардашвили различал «реальную философию» и «философию учений и систем» или «профессиональную философию». «Реальная философия» является единой и единственной. Она есть единое поле всех философских
Раздел VIII. Русская философия
актов, реализующих и воспроизводящих «человеческое» в повседневных мыследействиях многих личностей. «Профессиональная» же философия выражена в тех или иных философских учениях и системах и занимается описанием содержания «реальной философии». Различные философские системы отличаются лишь своим специфическим языком описания «реальной философии».
Единственная подлинность «реальной философии», состоящей из множества индивидуальных актов сознания, по Мамардашвили, заключается в том, что только они являются реальными философскими актами, в которых происходит онтологическое «доопределение мира».
Символичность и иерархичность сознания. Опредмечиваяие сознания. Мамардашвили полагал, что исходная бытийственная структура сознания символична и иерархична. Символы — это своего рода «органы», или «орудия» сознания, структуры, меняющие «режимы» сознательной жизни. Иерархичность сознания заключается в его полиструктурности, т.е. оно неоднородно и состоит из многих структур. Различные структуры сознания накладываются друг на друга, воспринимают и адаптируют под себя содержание других структур, а также проецируют себя на другие структуры как на экраны, т.е. экранируются. Именно это свойство создает иллюзию предметного содержания сознания. Но на самом деле предметность сознания — явление вторичного порядка, происходящее за счет изменения и превращения его исходных структур в процессах их экранирования и взаимоналожения.
Это опредмеченное сознание таит опасность, так как становится доступным для производства, технологизации и массового тиражирования. Пример тому — массовая культура. Такое массовое производство сознания создает опасность его фрагментаризации, отрыва от подлинных глубинных структур. Поэтому Мамардашвили считал, что ответственность интеллектуала, философа и ученого сегодня состоит в постоянном усилии по выполнению таких актов мысли, которые воспроизводили бы ее полное и целостное интеллектуальное содержание в культуре.
1. Как вы думаете, почему В.И. Вернадский не верил в то, что жизнь могла самопроизвольно зародиться из неживой материи? Обоснуйте ваше отношение к точке зрения ученого, что жизнь во Вселенной была вечно и никогда не возникала.
2. Приведите примеры общепланетарной, геологической деятельности человечества, подтверждающие существование ноосферы.
3. Приведите примеры, поясняющие точку зрения А.Ф. Лосева о том, что человек изначально живет в мифе.
Литература
4. В чем, по Лосеву, причина социальных потрясений и катастроф?
5. Почему Бахтин общение считал основой бытия?
6. Поразмышляйте в духе Бахтина о том, какие черты — самозванство, паразитизм или двойничество - свойственны современной российской
культуре.
7. Что имел в виду Бахтин, говоря: «Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит... в
мировой симпозиум»?
8. Как вы думаете, в какой стадии этногенеза, по теории Гумилева, находится сегодняшняя Россия? Докажите свою точку зрения.
9. Что согласно Мамардашвили является предметом изучения «профессиональной философии»?
10. Мамардашвили писал: «Философию нельзя определить и ввести в обиход просто определением или суммой сведений о какой-то области, этим определением выделенной. Ибо она принадлежит к таким предметам, природу которых мы все знаем, лишь мысля их сами, когда мы уже в философии. Попытка же их определить чаще всего их только затемняет, рассеивая нашу начальную интуитивную ясность». Как вы понимаете эту мысль философа?
Литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
3. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.
4. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.
5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
7. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб., 2000.
8. Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Под ред.
А.И. Алешина. М., 1995.
9. Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М„ 1995.