Мераб Константинович Мамардашвили (1930—1990) — признанный классик современной философии. По его мнению, «философия — не профессия, а темперамент и способ жизни, и я не могу вам сообщить никакой суммы знаний, а могу только передать нечто совершенно интимное и потому рискованное в смысле понимания».
Философия как форма индивидуального самосознания. Главным предметом философии Мамардашвили является феномен сознания, концепция философии как формы индивидуального • самосознания. Свою мысль он разъяснял следующим образом. Все человеческие изобретения, институты, нравственные нормы, мысленные образования, все, что содержится в человеческой памяти и передается культурой, есть совершенно особые вещи, которые сами по себе не живут, в отличие, к примеру, от деревьев. Деревья существуют вне зависимости от нашего сознания и воспроизводятся природой. А любая нравственная, юридическая или какая-либо другая норма жива только в той мере, в какой постоянно воспроизводится внутреннее условие ее существования, состоящее в том, чтобы в каждый момент времени достаточно большое количество людей, невзирая ни на что, даже ценой собственной жизни, шло на то, чтобы эта норма существовала.
|
|
«Отрицательная онтология»-личности. Мамардашвили понимал под этим способность личности отказаться от мира, с которым она срослась. По его мнению, сами антропологические свойства человека, определяющие его «человечность», — это и есть то, что мешает человеку мыслить реально, что отгораживает его от самого себя, от своего призвания и предназначения в мире. Чтобы мыслить или философствовать реально, личность должна поставить саму себя на предел, «за которым в лицо глядит облик смерти». Под пределом понимается такая ситуация, в которой человек был бы готов расстаться с самим собой, каким он был до наступления «предельного» события. Это, в свою очередь, дает личности ощущение себя как творческого начала. Примером такой предельной ситуации является инсценировка смертной казни петрашевцев, после которой Ф.М. Достоевский, реально переживший это событие в ожидании собственной смерти, не просто изменил свои взгляды на людей и общественное устройство, но вышел на их новые, недосягаемые до того глубины, раскрытые им в его последующем творчестве.
«Реальная» и «профессиональная» философии. Мамардашвили различал «реальную философию» и «философию учений и систем» или «профессиональную философию». «Реальная философия» является единой и единственной. Она есть единое поле всех философских
Раздел VIII. Русская философия
актов, реализующих и воспроизводящих «человеческое» в повседневных мыследействиях многих личностей. «Профессиональная» же философия выражена в тех или иных философских учениях и системах и занимается описанием содержания «реальной философии». Различные философские системы отличаются лишь своим специфическим языком описания «реальной философии».
|
|
Единственная подлинность «реальной философии», состоящей из множества индивидуальных актов сознания, по Мамардашвили, заключается в том, что только они являются реальными философскими актами, в которых происходит онтологическое «доопределение мира».
Символичность и иерархичность сознания. Опредмечиваяие сознания. Мамардашвили полагал, что исходная бытийственная структура сознания символична и иерархична. Символы — это своего рода «органы», или «орудия» сознания, структуры, меняющие «режимы» сознательной жизни. Иерархичность сознания заключается в его полиструктурности, т.е. оно неоднородно и состоит из многих структур. Различные структуры сознания накладываются друг на друга, воспринимают и адаптируют под себя содержание других структур, а также проецируют себя на другие структуры как на экраны, т.е. экранируются. Именно это свойство создает иллюзию предметного содержания сознания. Но на самом деле предметность сознания — явление вторичного порядка, происходящее за счет изменения и превращения его исходных структур в процессах их экранирования и взаимоналожения.
Это опредмеченное сознание таит опасность, так как становится доступным для производства, технологизации и массового тиражирования. Пример тому — массовая культура. Такое массовое производство сознания создает опасность его фрагментаризации, отрыва от подлинных глубинных структур. Поэтому Мамардашвили считал, что ответственность интеллектуала, философа и ученого сегодня состоит в постоянном усилии по выполнению таких актов мысли, которые воспроизводили бы ее полное и целостное интеллектуальное содержание в культуре.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы думаете, почему В.И. Вернадский не верил в то, что жизнь могла самопроизвольно зародиться из неживой материи? Обоснуйте ваше отношение к точке зрения ученого, что жизнь во Вселенной была вечно и никогда не возникала.
2. Приведите примеры общепланетарной, геологической деятельности человечества, подтверждающие существование ноосферы.
3. Приведите примеры, поясняющие точку зрения А.Ф. Лосева о том, что человек изначально живет в мифе.
Литература
4. В чем, по Лосеву, причина социальных потрясений и катастроф?
5. Почему Бахтин общение считал основой бытия?
6. Поразмышляйте в духе Бахтина о том, какие черты — самозванство, паразитизм или двойничество - свойственны современной российской
культуре.
7. Что имел в виду Бахтин, говоря: «Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит... в
мировой симпозиум»?
8. Как вы думаете, в какой стадии этногенеза, по теории Гумилева, находится сегодняшняя Россия? Докажите свою точку зрения.
9. Что согласно Мамардашвили является предметом изучения «профессиональной философии»?
10. Мамардашвили писал: «Философию нельзя определить и ввести в обиход просто определением или суммой сведений о какой-то области, этим определением выделенной. Ибо она принадлежит к таким предметам, природу которых мы все знаем, лишь мысля их сами, когда мы уже в философии. Попытка же их определить чаще всего их только затемняет, рассеивая нашу начальную интуитивную ясность». Как вы понимаете эту мысль философа?
|
|
Литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
3. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.
4. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.
5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
7. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб., 2000.
8. Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Под ред.
А.И. Алешина. М., 1995.
9. Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М„ 1995.