double arrow

Философия самосознания М.К. Мамардашвили

Мераб Константинович Мамардашвили (1930—1990) — признан­ный классик современной философии. По его мнению, «филосо­фия — не профессия, а темперамент и способ жизни, и я не могу вам сообщить никакой суммы знаний, а могу только передать нечто со­вершенно интимное и потому рискованное в смысле понимания».

Философия как форма индивидуального самосознания. Главным пред­метом философии Мамардашвили является феномен сознания, концеп­ция философии как формы индивидуального • самосознания. Свою мысль он разъяснял следующим образом. Все человеческие изобрете­ния, институты, нравственные нормы, мысленные образования, все, что содержится в человеческой памяти и передается культурой, есть со­вершенно особые вещи, которые сами по себе не живут, в отличие, к примеру, от деревьев. Деревья существуют вне зависимости от нашего сознания и воспроизводятся природой. А любая нравственная, юриди­ческая или какая-либо другая норма жива только в той мере, в какой постоянно воспроизводится внутреннее условие ее существования, со­стоящее в том, чтобы в каждый момент времени достаточно большое количество людей, невзирая ни на что, даже ценой собственной жизни, шло на то, чтобы эта норма существовала.

«Отрицательная онтология»-личности. Мамардашвили понимал под этим способность личности отказаться от мира, с которым она срослась. По его мнению, сами антропологические свойства человека, определяющие его «человечность», — это и есть то, что мешает чело­веку мыслить реально, что отгораживает его от самого себя, от своего призвания и предназначения в мире. Чтобы мыслить или философст­вовать реально, личность должна поставить саму себя на предел, «за которым в лицо глядит облик смерти». Под пределом понимается такая ситуация, в которой человек был бы готов расстаться с самим собой, каким он был до наступления «предельного» события. Это, в свою очередь, дает личности ощущение себя как творческого нача­ла. Примером такой предельной ситуации является инсценировка смертной казни петрашевцев, после которой Ф.М. Достоевский, ре­ально переживший это событие в ожидании собственной смерти, не просто изменил свои взгляды на людей и общественное устройство, но вышел на их новые, недосягаемые до того глубины, раскрытые им в его последующем творчестве.

«Реальная» и «профессиональная» философии. Мамардашвили раз­личал «реальную философию» и «философию учений и систем» или «профессиональную философию». «Реальная философия» является единой и единственной. Она есть единое поле всех философских


Раздел VIII. Русская философия

актов, реализующих и воспроизводящих «человеческое» в повседнев­ных мыследействиях многих личностей. «Профессиональная» же фи­лософия выражена в тех или иных философских учениях и системах и занимается описанием содержания «реальной философии». Различ­ные философские системы отличаются лишь своим специфическим языком описания «реальной философии».

Единственная подлинность «реальной философии», состоящей из множества индивидуальных актов сознания, по Мамардашвили, за­ключается в том, что только они являются реальными философскими актами, в которых происходит онтологическое «доопределение мира».

Символичность и иерархичность сознания. Опредмечиваяие сознания. Мамардашвили полагал, что исходная бытийственная структура созна­ния символична и иерархична. Символы — это своего рода «органы», или «орудия» сознания, структуры, меняющие «режимы» сознательной жизни. Иерархичность сознания заключается в его полиструктурности, т.е. оно неоднородно и состоит из многих структур. Различные струк­туры сознания накладываются друг на друга, воспринимают и адапти­руют под себя содержание других структур, а также проецируют себя на другие структуры как на экраны, т.е. экранируются. Именно это свой­ство создает иллюзию предметного содержания сознания. Но на самом деле предметность сознания — явление вторичного порядка, происхо­дящее за счет изменения и превращения его исходных структур в про­цессах их экранирования и взаимоналожения.

Это опредмеченное сознание таит опасность, так как становится доступным для производства, технологизации и массового тиражиро­вания. Пример тому — массовая культура. Такое массовое производ­ство сознания создает опасность его фрагментаризации, отрыва от подлинных глубинных структур. Поэтому Мамардашвили считал, что ответственность интеллектуала, философа и ученого сегодня состоит в постоянном усилии по выполнению таких актов мысли, которые воспроизводили бы ее полное и целостное интеллектуальное содержа­ние в культуре.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы думаете, почему В.И. Вернадский не верил в то, что жизнь могла самопроизвольно зародиться из неживой материи? Обоснуйте ваше отношение к точке зрения ученого, что жизнь во Вселенной была вечно и никогда не возникала.

2. Приведите примеры общепланетарной, геологической деятельности человечества, подтверждающие существование ноосферы.

3. Приведите примеры, поясняющие точку зрения А.Ф. Лосева о том, что человек изначально живет в мифе.

Литература

4. В чем, по Лосеву, причина социальных потрясений и катастроф?

5. Почему Бахтин общение считал основой бытия?

6. Поразмышляйте в духе Бахтина о том, какие черты — самозванство, паразитизм или двойничество - свойственны современной российской

культуре.

7. Что имел в виду Бахтин, говоря: «Жить — значит участвовать в диало­ге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.д. В этом диалоге че­ловек участвует весь и всею жизнью: глазами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит... в

мировой симпозиум»?

8. Как вы думаете, в какой стадии этногенеза, по теории Гумилева, нахо­дится сегодняшняя Россия? Докажите свою точку зрения.

9. Что согласно Мамардашвили является предметом изучения «профес­сиональной философии»?

10. Мамардашвили писал: «Философию нельзя определить и ввести в обиход просто определением или суммой сведений о какой-то области, этим определением выделенной. Ибо она принадлежит к таким предметам, при­роду которых мы все знаем, лишь мысля их сами, когда мы уже в филосо­фии. Попытка же их определить чаще всего их только затемняет, рассеивая нашу начальную интуитивную ясность». Как вы понимаете эту мысль фило­софа?

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

3. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

4. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

7. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб., 2000.

8. Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Под ред.

А.И. Алешина. М., 1995.

9. Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М„ 1995.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: