Диалектическая мифология А.Ф. Лосева

Алексей Федорович Лосев (1893—1988) — философ и религиоз­ный мыслитель, переводчик и комментатор античной и средневеко­вой (в том числе богословской) литературы — примыкал к религиоз­но-философскому движению имяславия (учение, обожествляющее имя Иисуса Христа и приписывающее ему особую божественную энергию) и был одним из его идеологов. В 1929 г. он вместе со своей супругой совершил тайный постриг в монахи, оставаясь жить в миру. В годы репрессий книги его запрещались и не издавались, а сам он был арестован и подвергался «трудовому перевоспитанию» на Бело­морканале. Самым значительным трудом ученого является восьми­томная «История античной эстетики».

Интерпретация античной культуры. Лосев понимал культуру как систему взаимных отношений всех слоев исторического процесса данного времени, образующую неделимую целостность и выражаю­щую ее материальную и духовную специфику. Занимаясь в течение многих лет изучением античности, философ показал неповторимость античного типа культуры в сравнении с культурой других эпох. В его подходе к изучению истории главное — это человеческое содержание исторического процесса, индивидуальные проявления общих для античного общества явлений и то новое, что появляется на разных этапах развития духовной жизни.


Раздел VIII Русская философия

Тема 29 Оригинальная философская мысль в России советского периода 209

Лосев указывал на две наиболее важные стороны, характеризую­щие античность: она эстетична и астрономична. Господствующее со­знание древних греков пронизывают космизм и эстетическое отно­шение к действительности. Античность не знала специальной науки о прекрасном, античная эстетика представляла лишь частный аспект общей диалектики космоса. Поэтому Лосев составил периодизацию античной классической эстетики в привязке к понятию «космос». Ранний ее период Лосев так и называл — «космологический». Второй и третий периоды именовал как «антропологический» и «идеалоги-ческий», при этом отмечая, что космос все равно остается основным предметом эстетического исследования. Таким образом, говорится о тождественности эстетического и космологического в античном ми­ровосприятии.

О диалектике. Труды Лосева часто наполнены марксистской тер­минологией, что связано с невозможностью в' советское время публи­ковать тексты в незавуалированном виде. Тем не менее философ ре­ально ценил диалектику, отделяя все ценное, что заложено в этом методе познания, от идеологических наслоений советского марксиз­ма. Он писал: «...Диалектика в чистом виде — это не просто игра противоречиями и бесплодная болтовня с любыми отрицаниями... Я считаю, что заниматься диалектикой и не делать из нее никаких жизненных выводов — пустое дело. Что бы ни делал человек, ему не худо помнить о своем великом назначении... Диалектика свободы и необходимости есть окончательный залог нашего благородства».

Диалектика мифа. По Лосеву, человек изначально живет в мифе. Человек обречен жить в тотальной мифологичности мира и за ее рамки выйти не может. Но какой это будет миф — зависит от челове­ка. При этом есть две возможности: либо создать свой «уютный миф», в котором человек живет сам по себе и для себя, отгорожен­ный от всего мира, либо миф, который связывает человека с общим, с универсумом, возвышающим человека и дающим ему силы сохра­нять человечность в обездушенном мире. Лосев считал, что только через любовь к общему человек ощущает смысл своего существова­ния, отталкивается от повседневности и преодолевает ее. Преодоле­ние «первичного», «повседневного» мифа происходит на пути диа­лектики. Диалектика Лосева — это постоянно развивающийся «смысловой» синтез в сознании человека и теория, объясняющая ему, в чем исток его жизни. Она помогает человеку не выбирать, а жить в противоречиях.

По Лосеву, миф диалектичен, а диалектика мифологична. С его точки зрения, не экономика, не наука, не идеология и не политика управляют историей, а мифологические силы, отражающие противо­речивые стремления личности к повседневному и вечному. Всякого рода социальные катастрофы (революции, насильственные реформы, тоталитарные режимы и т.п.) есть результат мифологического хаоса в общественном сознании, которое стремится создать некий новый миф о «земном рае» из различных комбинаций имеющихся в распо­ряжении человечества утопий о всеобщем счастье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: