Алексей Федорович Лосев (1893—1988) — философ и религиозный мыслитель, переводчик и комментатор античной и средневековой (в том числе богословской) литературы — примыкал к религиозно-философскому движению имяславия (учение, обожествляющее имя Иисуса Христа и приписывающее ему особую божественную энергию) и был одним из его идеологов. В 1929 г. он вместе со своей супругой совершил тайный постриг в монахи, оставаясь жить в миру. В годы репрессий книги его запрещались и не издавались, а сам он был арестован и подвергался «трудовому перевоспитанию» на Беломорканале. Самым значительным трудом ученого является восьмитомная «История античной эстетики».
Интерпретация античной культуры. Лосев понимал культуру как систему взаимных отношений всех слоев исторического процесса данного времени, образующую неделимую целостность и выражающую ее материальную и духовную специфику. Занимаясь в течение многих лет изучением античности, философ показал неповторимость античного типа культуры в сравнении с культурой других эпох. В его подходе к изучению истории главное — это человеческое содержание исторического процесса, индивидуальные проявления общих для античного общества явлений и то новое, что появляется на разных этапах развития духовной жизни.
|
|
Раздел VIII Русская философия
Тема 29 Оригинальная философская мысль в России советского периода 209
Лосев указывал на две наиболее важные стороны, характеризующие античность: она эстетична и астрономична. Господствующее сознание древних греков пронизывают космизм и эстетическое отношение к действительности. Античность не знала специальной науки о прекрасном, античная эстетика представляла лишь частный аспект общей диалектики космоса. Поэтому Лосев составил периодизацию античной классической эстетики в привязке к понятию «космос». Ранний ее период Лосев так и называл — «космологический». Второй и третий периоды именовал как «антропологический» и «идеалоги-ческий», при этом отмечая, что космос все равно остается основным предметом эстетического исследования. Таким образом, говорится о тождественности эстетического и космологического в античном мировосприятии.
О диалектике. Труды Лосева часто наполнены марксистской терминологией, что связано с невозможностью в' советское время публиковать тексты в незавуалированном виде. Тем не менее философ реально ценил диалектику, отделяя все ценное, что заложено в этом методе познания, от идеологических наслоений советского марксизма. Он писал: «...Диалектика в чистом виде — это не просто игра противоречиями и бесплодная болтовня с любыми отрицаниями... Я считаю, что заниматься диалектикой и не делать из нее никаких жизненных выводов — пустое дело. Что бы ни делал человек, ему не худо помнить о своем великом назначении... Диалектика свободы и необходимости есть окончательный залог нашего благородства».
|
|
Диалектика мифа. По Лосеву, человек изначально живет в мифе. Человек обречен жить в тотальной мифологичности мира и за ее рамки выйти не может. Но какой это будет миф — зависит от человека. При этом есть две возможности: либо создать свой «уютный миф», в котором человек живет сам по себе и для себя, отгороженный от всего мира, либо миф, который связывает человека с общим, с универсумом, возвышающим человека и дающим ему силы сохранять человечность в обездушенном мире. Лосев считал, что только через любовь к общему человек ощущает смысл своего существования, отталкивается от повседневности и преодолевает ее. Преодоление «первичного», «повседневного» мифа происходит на пути диалектики. Диалектика Лосева — это постоянно развивающийся «смысловой» синтез в сознании человека и теория, объясняющая ему, в чем исток его жизни. Она помогает человеку не выбирать, а жить в противоречиях.
По Лосеву, миф диалектичен, а диалектика мифологична. С его точки зрения, не экономика, не наука, не идеология и не политика управляют историей, а мифологические силы, отражающие противоречивые стремления личности к повседневному и вечному. Всякого рода социальные катастрофы (революции, насильственные реформы, тоталитарные режимы и т.п.) есть результат мифологического хаоса в общественном сознании, которое стремится создать некий новый миф о «земном рае» из различных комбинаций имеющихся в распоряжении человечества утопий о всеобщем счастье.