Михаил Михайлович Бахтин (1895—1973) — философ, филолог и литературовед, оставивший в мировой философии и литературоведении глубокий след подлинного таланта. В советское время он подвергался репрессиям — отбывал срок в концлагере, который впоследствии по состояний здоровья был заменен ссылкой. Основное достижение его творчества — создание общей теории гуманитарных наук, открытие основ гуманитарного мышления.
Диалог между ^Абсолютно Другим» и «я-для-себя». Собственную философскую позицию Бахтина трудно отнести к какому-либо конкретному направлению философии XX в., но в широком историческом масштабе она примыкает к платонизму. Поэтому все его творческие идеи были направлены на достижение основной цели русского платонизма начала XX в. — снятия напряжения между монизмом (учение о всеединстве действительности; в религиозном аспекте — пантеизм, т.е. присутствие божества во всем и вся) и дуализмом (сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний или принципов, таких, например, как мир идей и мир действительности у Платона), при этом оставаясь в рамках православной традиции. С этой целью Бахтин выдвигает категорию «Абсолютно Другого», противополагающей парой к которой является «я-для-себя». Они вступают между собой в свободные от всякого обобщения диалогические отношения или, выражаясь терминологией мыслителя, в «диалог».
|
|
По Бахтину, «быть» — это значит общаться. Два личностных сознания — это минимальное событие бытия. Проблема взаимоотношений человека с Богом и взаимоотношений между людьми не может быть решена изолированно одна от другой. Бахтин считает, что это центральная проблема всей философии. Утверждение фундаментального единства отношений между человеком и Богом и отношений людей между собой составляет весь смысл христианской нравственности. Решение задачи снятия напряженности между монизмом и дуализмом Бахтин видит также в полном слиянии и взаиморастворении «я» и «другого» (в том числе и Абсолютно Другого).
Раздел VIII Русская философия
Противопоставление «я» и «другого» — это основа бытия, понимаемого Бахтиным как «со-бытие». Без этой пары невозможна и сама идея личности, так как личность может быть противопоставлена только другой личности, а не идее или вещи.
Формы взаимоотношений между «я» и «другой». По Бахтину, в истории культуры «я» и «другой» всегда находились в разнообразных формах взаимного одержания и подавления. В ней господствовала монистическая идея «человека вообще», в которой выделяются две противоположные тенденции: 1) установка на преобладание «я», где «другой» — это такой же, как и «я»; 2) установка на «другого», где «я» — такой же, как «другой».
|
|
Первая тенденция характерна для идеализма. В своем предельном развитии она выражена в концепции саморазворачивающейся Абсолютной Идеи. Вторая тенденция свойственна материализму; в своем предельном развитии она выражает одержимость «дру-гостью», подчинением человека авторитарностью «другого». Среди кризисных проявлений этих тенденций культуры Бахтин выделяет «самозванство» для первой и «паразитизм» для второй. Самозванство — это понимание каждого своего действия и всей своей жизни как ритуальных актов, за которыми стоит абсолютная и всеобщая истина. Паразитизм — потеря органичного единства своего сознания под давлением авторитарного «другого», когда человек вынужден паразитически находиться в неком «другом» сознании, пытаясь удерживать от распада свое собственное. Еще одной формой смешения «я» и «другого» является «двойничество» — формирование в одном сознании двух равноправных, но противоборствующих ценностных центров.
Самозванство, паразитизм и двойничество свойственны не только индивидуальным сознаниям, но и культуре в целом. Их воздействие на культуру разносторонне: от разрушающего до активизации в ней скрытых защитных механизмов.
Монологизм — сознание без субъекта. Главной критике Бахтин подвергал положение, при котором вместо абсолютно ценностного разделения на «я» и «другого» культивируется искусственно образованное единое и единственное сознание — «сознание вообще», сознание без субъекта. Этот тип сознания Бахтин назвал «монологизм*. Монологизм, по Бахтину, — это так и не преодоленное язычество в европейской культуре, считающей себя христианской. Истина в нем обезличена, а потому и монизм, и дуализм являются лишь двумя типами монологизма и противостояние между ними бесполезно. Это противостояние не может вести к позитивным результатам, что и выразилось в культурном кризисе, охватившем Россию и Европу в
Тема 29 Оригинальная философская мысль в России советского периода 211
конце XIX — начале XX в. Разрешение кризиса Бахтин связывал с глубинными антимонологическими силами в самой культуре: в неформальной народной культуре, в языке, в некоторых формах художественного творчества.