Диалогизм М.М. Бахтина

Михаил Михайлович Бахтин (1895—1973) — философ, филолог и литературовед, оставивший в мировой философии и литературове­дении глубокий след подлинного таланта. В советское время он под­вергался репрессиям — отбывал срок в концлагере, который впослед­ствии по состояний здоровья был заменен ссылкой. Основное достижение его творчества — создание общей теории гуманитарных наук, открытие основ гуманитарного мышления.

Диалог между ^Абсолютно Другим» и «я-для-себя». Собственную философскую позицию Бахтина трудно отнести к какому-либо кон­кретному направлению философии XX в., но в широком истори­ческом масштабе она примыкает к платонизму. Поэтому все его творческие идеи были направлены на достижение основной цели русского платонизма начала XX в. — снятия напряжения между мо­низмом (учение о всеединстве действительности; в религиозном ас­пекте — пантеизм, т.е. присутствие божества во всем и вся) и дуа­лизмом (сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний или принципов, таких, например, как мир идей и мир действительности у Платона), при этом оставаясь в рамках право­славной традиции. С этой целью Бахтин выдвигает категорию «Аб­солютно Другого», противополагающей парой к которой является «я-для-себя». Они вступают между собой в свободные от всякого обобщения диалогические отношения или, выражаясь терминоло­гией мыслителя, в «диалог».

По Бахтину, «быть» — это значит общаться. Два личностных со­знания — это минимальное событие бытия. Проблема взаимоотно­шений человека с Богом и взаимоотношений между людьми не может быть решена изолированно одна от другой. Бахтин считает, что это центральная проблема всей философии. Утверждение фунда­ментального единства отношений между человеком и Богом и отно­шений людей между собой составляет весь смысл христианской нравственности. Решение задачи снятия напряженности между мо­низмом и дуализмом Бахтин видит также в полном слиянии и взаимо­растворении «я» и «другого» (в том числе и Абсолютно Другого).


Раздел VIII Русская философия

Противопоставление «я» и «другого» — это основа бытия, пони­маемого Бахтиным как «со-бытие». Без этой пары невозможна и сама идея личности, так как личность может быть противопоставлена только другой личности, а не идее или вещи.

Формы взаимоотношений между «я» и «другой». По Бахтину, в ис­тории культуры «я» и «другой» всегда находились в разнообразных формах взаимного одержания и подавления. В ней господствовала монистическая идея «человека вообще», в которой выделяются две противоположные тенденции: 1) установка на преобладание «я», где «другой» — это такой же, как и «я»; 2) установка на «другого», где «я» — такой же, как «другой».

Первая тенденция характерна для идеализма. В своем предель­ном развитии она выражена в концепции саморазворачивающейся Абсолютной Идеи. Вторая тенденция свойственна материализму; в своем предельном развитии она выражает одержимость «дру-гостью», подчинением человека авторитарностью «другого». Среди кризисных проявлений этих тенденций культуры Бахтин выделяет «самозванство» для первой и «паразитизм» для второй. Самозванст­во — это понимание каждого своего действия и всей своей жизни как ритуальных актов, за которыми стоит абсолютная и всеобщая истина. Паразитизм — потеря органичного единства своего созна­ния под давлением авторитарного «другого», когда человек вынуж­ден паразитически находиться в неком «другом» сознании, пытаясь удерживать от распада свое собственное. Еще одной формой сме­шения «я» и «другого» является «двойничество» — формирование в одном сознании двух равноправных, но противоборствующих цен­ностных центров.

Самозванство, паразитизм и двойничество свойственны не только индивидуальным сознаниям, но и культуре в целом. Их воздействие на культуру разносторонне: от разрушающего до активизации в ней скрытых защитных механизмов.

Монологизм — сознание без субъекта. Главной критике Бахтин подвергал положение, при котором вместо абсолютно ценностного разделения на «я» и «другого» культивируется искусственно образо­ванное единое и единственное сознание — «сознание вообще», со­знание без субъекта. Этот тип сознания Бахтин назвал «монологизм*. Монологизм, по Бахтину, — это так и не преодоленное язычество в европейской культуре, считающей себя христианской. Истина в нем обезличена, а потому и монизм, и дуализм являются лишь двумя ти­пами монологизма и противостояние между ними бесполезно. Это противостояние не может вести к позитивным результатам, что и вы­разилось в культурном кризисе, охватившем Россию и Европу в

Тема 29 Оригинальная философская мысль в России советского периода 211

конце XIX — начале XX в. Разрешение кризиса Бахтин связывал с глубинными антимонологическими силами в самой культуре: в не­формальной народной культуре, в языке, в некоторых формах худо­жественного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: